В информационном поле постепенно разворачивается битва вокруг «Российского авторскогообщества» (РАО). Деятельностью организации недовольно Минкомсвязи. В частности,министерство хочет кардинально изменить систему взаимоотношений правообладателей иобщественных организаций, защищающих авторские права в России, в результате чего положениеРАО на рынке будет сильно подорвано. Однако в пылу борьбы с РАО Минсвязи может попростууничтожить тот уклад, при котором все без исключения правообладатели в России получаютнадежную и стопроцентную защиту, которую им обеспечивает РАО.
Чем недовольно Минкомсвязи? Если вкратце, то ведомство подозревает РАО в своего родамонополизме. Дело в том, что «под крыло» «Российского авторского общества» попадают авторыдаже в том случае, если они не заключили договора с РАО. Общество берет на себя всюдеятельность по заключению договоров с телеканалами, радиостанциями, концертнымипромоутерами, ресторанами, клубами, словом, всеми теми, кто так или иначе пользуетсяинтеллектуальной собственностью российских авторов. РАО получает отчисления от всех этихфирм, а затем перечисляет вознаграждение авторам в зависимости от того, сколько раз ихпроизведения звучали в эфире или со сцены или в ресторане в качестве фона. РАО берет с этойсуммы комиссию, однако также и обязательства по защите прав авторов в суде. В организацииработает большой штат юристов, кроме того, имея 12 филиалов и 33 представительства в
регионах страны, обладает возможности разбираться с нарушителями оперативно на местах.Однако главной характерной особенностью деятельности общества является тот факт, что с нимне нужно заключать договор: все правообладатели автоматически пользуются услугами РАО,иногда даже не зная об этом.
Вот именно данную статью и хочет изменить Минкомсвязи. Чиновники ведомства хотят, чтобы поновым правилам все правообладатели были обязаны заключать договора с обществами,управляющими авторскими правами. Однако эксперты и сами правообладатели указывают на то,что эта инициатива Минсвязи несет в себе гораздо больше потенциального вреда, чем пользы. Кпримеру, ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности ИванБлизнец называет намерение Минкомсвязи «непродуманным, противоречащим российскому имеждународному законодательствам, международной практике и сложившимся традициям».
Почему мнения так разнятся? На стороне министерства выступают многие авторы, причем, какправило, заслуженные. Они считают, что комиссия, взимаемая РАО, слишком велика, и вообще,денег общество могло бы собирать и больше. Но они упускают из виду, что суть работы РАОотнюдь не в том, чтобы продвигать шлягеры в массы. Если люди не хотят слушать песни этихмаститых авторов, то, как ни прискорбно, с этим ничего не сделаешь. РАО готово представить всеотчеты по поступлениям и авторским отчислениям, все расчеты прозрачны. А песни, даже самыехорошие имеют тенденцию устаревать, что сказывается и на доходах, которые отнюдь неувеличатся в результате предполагаемой реформы.
Минкомсвязи упирает на то, что РАО имеет тенденцию к занятию монопольной позиции на рынке.Но это опять же совсем не так, поскольку любые авторы вольны подписывать какие угоднодоговоры с любыми лейблами и организациями. Самая важная задача и миссия, которуюреализует РАО – это защита как раз тех авторов, которые либо не могут, либо у них нет временизаключать договоры. А таких больше, чем можно себе представить. Оказавшись без защиты РАО,они окажутся в крайне уязвимом положении. Вот несколько примеров. В прошлом году впроизводстве юридической службы РАО находилось более 1,5 тысячи дел по защите прав, а в2013-м – еще больше. Почти 90% из них всегда решаются в пользу авторов, пишет о ситуации в РАО Независимаягазета. Так, за трансляцию музыкальных произведений интернет-провайдер «АКАДО» по судузаплатил 11 млн рублей. Организатору концертов ООО «С.А.Т. маркетинг» пришлось выплатитьболее 5,7 млн рублей, чтобы Земфира, авторы песен групп «Браво» и «Король и Шут»,
композиций, звучавших на концертах MAXIDROM 2013 и «Чартова дюжина», и другие получили
свои вознаграждения.
РАО защищает любого автора. Если он окажется один на один с такими серьезныминарушителями, его шансы выиграть невелики. Организация в течение многих лет выстраивалатакую систему, взяв за образец западный опыт, показавший свою эффективность.Ну и самый важный вопрос – это деньги. Так ли уж невыгодна работа РАО? Финансовый отчет,который опубликовала организация, свидетельствует об обратном. На протяжении последних летсборы авторских вознаграждений, которые получает РАО, только растут. За пять лет ониувеличились почти в два раза и в прошлом году составили 4,6 млрд рублей. Это на 5% больше,чем в 2013 году, с учетом резкого спада в российской экономике, переживаемого с лета 2014 года.
Причем в сферу защиты интеллектуальной собственности включается все большее числоучастников. Возросли авторские сборы в регионах – на 200 млн рублей, до 1,7 млрд рублей. На10% увеличились поступления от предприятий общественного питания и торговли. При этомкомиссионные общества в 2013 году составили 1 млрд рублей из общих сборов в 4,3 млрд рублей,а в прошлом году РАО отошло в качестве комиссионных 856 млн рублей, хотя сборы были больше.
Думается, что поменяв правила игры, чего добивается Минкомсвязи, эти показатели заметноснизятся. И есть большие сомнения, что обязательная договорная система приведет к ростуденежных отчислений. А ведь РАО занимается благотворительной деятельностью, спонсируявсевозможные фестивали и концерты. Все это делается на комиссионные. Таким образом, у РАОесть культурная миссия, и, кстати, Минкульт выступает против инициативы Минкомсвязи. Этусторону работы общества в Минкомсвязи совершенно не берут в расчет. А надо бы.