У него скромный маленький бизнес, но далеко не каждый может взяться за подобную деятельность. Он убирает… места преступлений. Однажды случилось так, что «чистильщик» убрал место убийства свидетеля, проходящего по делу о взяточничестве в полиции. Теперь герой вынужден сам разгадать загадку, прежде чем признает свое присутствие на месте преступления. Он рискует головой, так как только он знает, что к делу об убийстве причастен полицейский…
Триллер 2008 г.
Режиссер: Рэнни Харлин (Renny Harlin)
В ролях:
Сэмуэль Л. Джексон (Samuel L. Jackson) · Эд Харрис (Ed Harris) · Ева Мендес (Eva Mendes) · Кики Палмер (Keke Palmer) · Луис Гузман (Luis Guzman) · Роберт Форстер (Robert Forster)
Исправившиеся хулиганы – это зачастую далеко не так здорово, как кажется. Взять хотя бы режиссера Ренни Харлина. Последний десяток лет он только и делал, что снимал кино совершенно восхитительное в своей бесстыдности («Глубокое синее море», «Охотники за разумом», «Сделка с дьяволом») – а теперь вдруг потянулся за респектабельностью и взялся за неторопливый детектив с неплохим актёрским составом. Зачем оно ему надо, понятно; видно, что он правда старается. А вот что у него получается на выходе – это уже немножко другой вопрос.
В «Чистильщике» рассказывается история о бывшем копе (Джексон), открывшем свой маленький бизнес по отмыванию следов смертей и преступлений в домах. Отмыв однажды по заказу весьма внушительный домик от следов явного убийства, он назавтра с удивлением обнаруживает, что жена владельца дома совершенно не в курсе, что у них в доме происходило что-то кровавое, а сам хозяин, как раз собиравшийся давать показания против погрязшего в коррупции комиссара полиции, загадочным образом пропал. Понятно, что начинается дальше – герой под подозрением, бывшие коллеги смотрят волком, бывший партнер как-то излишне ретиво старается помочь, плюс неожиданно всплывают старые грязные секреты, которых хватает у всех бывших копов. Отметим, однако, что интрига, сочиненная сценаристом-дебютантом Мэттью Олдричем, раскручивается довольно изящно, делая в финале неожиданный выбор в пользу простоты, нежели казавшейся сложности построения.
Харлин старательно держит «Чистильщика» в приятно-минорном ключе, всячески подчеркивая размеренную рутинность существования главного героя, гонясь не столько за сенсационной зрелищностью, сколько за атмосферой. Ему явно хочется думать, что он делает фильм стильный, утонченный и умный – но местами он всё же серьёзно промахивается. Сцены эмоциональных выяснений отношений никогда не были его коньком – а в сюжете их несколько, и некоторые из них очень важны для развития истории.
Его также временами подводит собственное пижонство – так, главного убийцу он минуте примерно на пятнадцатой выдаёт с потрохами одним, как ему кажется, очень художественным ракурсом. Плюс он немного переборщил с неторопливостью – временами кажется, что «Чистильщик» будто зависает в пространстве, не очень хорошо понимая, куда двигаться дальше. Но надежные актеры работают слаженно и четко, история развивается грамотно и красиво, а в финальных сценах и вовсе появляется какой-то тихий, но приятный эмоциональный резонанс. В общем, если это и неудача, то довольно благородная, заслуживающая, может, не обожания, но внимания и понимания точно.