А началось все с самого утра, когда Совет Федерации, собравшись на экстренное заседание, единогласно призвал президента России признать независимость Абхазии и Южной Осетии. К середине дня аналогичное заявление адресовала Дмитрию Медведеву и Государственная Дума. И ждать решения главы государства, как сообщил журналистам уже после завершения заседания нижней палаты парламента спикер Госдумы Борис Грызлов, осталось совсем недолго – во всяком случае, сам Грызлов ожидает реакции Медведева на обращение парламента «в кратчайший срок».
Сначала сенаторы выслушали претендентов на независимость.
«Ни Абхазия, ни Южная Осетия больше никогда не будут с Грузией в одном государстве», - решительно заявил абхазский президент Багапш.
«Мы имеем больше политико-правовых оснований, чем Косово, для признания. Когда я говорю «мы», я имею в виду и Южную Осетию, и Абхазию», - поддержал коллегу югоосетинский лидер Кокойты.
Перед голосованием ее спикер Сергей Миронов предупредил сенаторов: «Нам сейчас предстоит принять, не побоюсь этого слова, историческое решение - обратиться к Президенту России с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Я призываю вас, дорогие коллеги, единогласно поддержать историческое обращение».
И коллеги поддержали. Единогласно.
Через считанные часы эстафету верхней палаты подхватила нижняя.
«Реальная угроза геноцида делает актуальной и закономерной именно такую постановку вопроса», - предупредил депутатов перед голосованием спикер Госдумы Борис Грызлов.
Депутаты с такой постановкой вопроса согласились. И одобрили резолюцию.
Сразу уточним - вчера российский парламент принял заявление, которое, по сути, никакой юридической силы не имеет. Формально это лишь призыв к президенту Медведеву рассмотреть этот щекотливый вопрос. Согласно закону глава государства может поручить МИДу заявить о признании новых государств...
Как считают многие политологи, эта юридическая тонкость дает Москве возможность для внешнеполитического маневра. Президент может не спешить с признанием Южной Осетии и Абхазии, если того потребует игра с Западом.
Но как только Медведев поддержит решение парламента, отношения между Москвой и Абхазией с Южной Осетией будут обрастать всеми межгосударственными атрибутами: в Цхинвали и Сухуми появятся российские посольства, в Москву приедут послы Абхазии и Южной Осетии. Исчезнут все ограничения для торговли и военного сотрудничества между странами.
Произойдут и некоторые изменения с гражданством абхазов и югоосетин.
«В действие войдет практика так называемого двойного гражданства, - рассказал «КП» замдиректора Департамента информации и печати МИД РФ Игорь ЛЯПИН-ФРОЛОВ. - Это распространенное явление в мире, и никаких подводных камней или серьезных проблем возникнуть в принципе не должно. Так, например, спорные вопросы о месте прохождения воинской службы или признания дипломов об образовании будут прописаны в отдельных двусторонних соглашениях. Что касается налогообложения, то тут, скорее всего, в силу вступит определяющий принцип постоянного места проживания по ту или иную сторону границы. В любом случае российского гражданства никого не лишат».
События 8 августа показали, что «подвешенный» статус непризнанных республик - мина замедленного действия. Желание Тбилиси вернуть эти территории неистребимо, а потому осетины и абхазы еще долго будут на прицеле грузинской армии. Защищать граждан России (а у подавляющего большинства, как известно, российские паспорта) малочисленными силами миротворцев, как показала недавняя война, неэффективно. Тем более что Саакашвили своим указом аннулировал их статус и, по сути, поставил Россию перед выбором - либо вывести миротворцев, приговорив тем самым осетин и абхазов к гарантированному уничтожению (а такого предательства русским не простил бы весь Кавказ), либо оставить войска на этих территориях, но уже как в независимых странах.
Кроме того, признание мятежных республик сыграет на руку военным и российскому бизнесу в Абхазии. Первые получат возможность минимизировать угрозу вступления Грузии в НАТО открытием под Цхинвали и Сухуми российских военных баз. Вторые - получат дополнительные гарантии безопасности инвестиций (из-за чего ожидается бурный рост цен на абхазскую недвижимость, от которой рукой подать до Сочи).
Если буквально, то как минимум 10 миллиардами рублей, которые уже решено выделить на восстановление Южной Осетии. На самом деле на военное и экономическое развитие «новорожденных» стран потребуются миллиарды долларов.
Но самые серьезные проблемы России грозят вовсе не финансовые. А политические.
Запад сейчас ломает голову: как бы жестко наказать Москву за «расчленение» своего союзника - Грузии, но при этом не скатиться к «холодной войне»? Особенно ее боятся европейцы, которые зависимы от российского газа и нефти. Именно осторожная позиция Европы пока позволяет России избежать международных санкций. Как утверждают западные аналитики, перед Москвой даже разгневанный поражением Грузии Вашингтон пока безоружен. На его угрозы (исключение России из ВТО и «большой восьмерки») Россия может, например, ответить военной поддержкой врагов США - например, Ирана и Сирии.
Но в долгосрочном плане Москва очень рискует. На Западе в последние две недели образ русских оккупантов уже стал весьма популярным пугалом. И Россия может столкнуться в будущем если не с экономической, то с политической изоляцией. Что, если помнить нашу историю, обычно заканчивается разорительной гонкой вооружений и неуместными военными конфликтами.
Кстати, первые «изоляционные» признаки заметны уже сейчас. По мнению политологов, вместе с Россией независимость Абхазии и Южной Осетии в ближайшее время готовы признать лишь несколько стран: Куба, Венесуэла и, может быть, Белоруссия...