Введение.
Упомянув в нескольких статьях многие течения живописи девятнадцатого века нельзя обойти стороной представителей живописи двадцатого века, в который многие мы родились.
Наиболее ярким зарубежным представителем живописи двадцатого века является французский художник Анри Матисс, который был человеком многогранным. Увлечениями всей его жизни были картины и скульптуры, которые он сам создавал.
Анри Матисс заслуженно считается одним из ярких представителей французского течения конца девятнадцатого - первой половины двадцатого века - фовистов. Отличительными особенностями фовистов являются яркие тона, которые придавали ощущение внутренней энергии картин, которая передавалась смотрящему на них зрителю. Довольно много отзывов получали и продолжают получать картины анри матисса, за свою своеобразность. Например, в одной из своих картин Анри Матисс изобразил наружный нос женщины в зеленых тонах. На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин".
Анри Матисс - лидер фовистов.
Анри Матисс родился во французском городе Ле Като-Камбрези 31 декабря 69 года девятнадцатого столетия по новому стилю. Семья Анри имела средний заработок, который позволял давать сыну только самое необходимое. Отец Анри, Эмиль Матисс, был торговцем зерном и имел собственную лавку, а мать, Анна Жерар, профессионально занималась росписью керамики.
С одиннадцатилетнего возраста до шестнадцати лет, Анри учился в местном лицее, в который устроили его родители. Ничем не выделялся, - рос среднестатистическим ребенком. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования. К совершеннолетию Анри Матисс оканчивает юридическую школу в Париже и получает право на работу по специальности. Не найдя работы в Париже, Матисс отправляется в город Сен-Кантен, где работает помощником у местного присяжного. Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. Эта деятельность его увлекает, и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин.
Проработав два года в юриспруденции, еще молодой Анри Матис окончательно разочаровывается в своем выборе и бросив все снова едет в Париж. Через год он поступает в Академию Жюлиана в Париже, много занимается - рисует.
Через два года, Матисса к себе в помощники приглашает Гюстав Моро, - известный французский художник, - один из основателей символизма. Анри вместе с Моро в течение шести лет работает в школе искусств, где добивается больших высот в освоении искусства. За годы работы с Моро, Матисс копирует работы многих мастеров представленных в самом Лувре. Особенно хорошо у него получалось повторить картины караваджо, Шардена, Делакруа.
Первые картины, Матисс выставил в конце девятнадцатого века на обществе изящных искусств Парижа, - ему было двадцать семь лет.
Первые картины получили лестные отзывы критиков, а одна из них, "Читающая", попала в резиденцию президента республики.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетия у Анри рождаются двое сыновей, что дает ему вдохновение и первые годы двадцатого столетия являются годами интенсивной работой над скульптурами, которые его так интересовали. В эти же годы на суд критике были представлены первые картины явно фовистического направления: "Люксембургский сад", "Булонский лес".
Но если эти картины были представлены в районе 1900-1902 годов, то настоящий всплеск в рядах интеллигенции вызвала выставка пятого года нового столетия, где была представлена картина "Женщину в зеленой шляпе", - именно этот момент и считается моментом покорения фовистического направления французской живописи.
Два года спустя, в поисках вдохновения Матисс отправляется в Италию, где пишет руководство, в котором излагает основные принципы своего фовистического направления в живописи. После посещения Италии, Матисс отправляется в восточные страны, живопись которых, оставила след в искусстве мастера.
По приезду, Матисс открывает собственную художественную школу и занимается преподаванием.
Искусством французского художника заинтересовываются состоятельные коллекционеры за рубежом. В том числе были заказы на работу и из Российской империи, в связи, с чем в 1910-м году мастер посещает Россию. При посещении которой он восторженно отзывается о русских иконах и комментирует картины александра головина, представленные на одной из выставок, которую ему довелось посетить.
Во время первой мировой войны, мастер с семьей переселяется в Ниццу, где и живет в послевоенные годы. В Ницце он живет более десяти лет и ведет активную работу над серией картин "Одалиски", которая восторженно была принята критиками мира.
В начале 40-х годов, мастер переносит калечащую операцию на кишечнике с тотальной гемиколэктомией и наложением колостомы. Что заставляет мастера ограничить себя в выполняемой работе.
Военные сороковые годы тяжело давались мастеру. В 44-м гестапо была арестована вся его семья - дочь, сын, жена за участие в сопротивлении. Долгие годы без известия, еще сильнее давят на него, и он старается полностью уйти в работу, что выливается в композицию "Джаз", выполненную из склеенных кусков цветной бумаги.
Новое вдохновение Матисс находит в 47-м году, когда выходят его такие шедевры как "Египетский занавес", "Красный интерьер, натюрморт на синем столе". За которые Анри Матисс был удостоен ордена почетного легиона Франции.
Скончался мастер 3 ноября 1954 года, через день после обширного инфаркта миокарда. Был похоронен в Ницце, на которой так долго жил.
Статью подготовил FireAiD специально для Mega Obzor.