На днях американские киноакадемики назвали номинантов на премию «Оскар». Кинообозреватель «МегаОбзора» Владимир Байзаров рассмотрел соискателей и выделил главных фаворитов, а также удивился отсутствию среди них тех имен, чья номинация казалась очевидной.
Для начала выскажу банальную мысль, которая для кого-нибудь, возможно, станет откровением. Любая кинонаграда – это результат весьма субъективного мнения выборщиков, в данном случае американских киноакадемиков. Не лишним будет заметить, что средний возраст члена киноакадемии Оскара – 62 года. Так что относитесь с уважением к каждому выбору этих умудренных опытом мужей!
Звание самого обделенного фильма грядущей церемонии по праву заслужила «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Этот близкий к идеалу психологический триллер отметили всего одной номинацией – Розамунд Пайк за лучшую женскую роль. Довольно странным выглядит отсутствие «Исчезнувшей» в числе лучших фильмов и Дэвида Финчера в числе лучших режиссеров, а также игнорирование безукоризненного монтажа и как всегда образцового саундтрека Аттикуса Росса и Трента Резнора. Особенно на фоне обласканной четыре года назад «Социальной сети» (8 номинаций, в том числе призы за лучший адаптированный сценарий, монтаж и саундтрек).
Могут быть претензии к киноакадемикам и у создателей малобюджетных «Стрингера» и «Одержимости». Да, адреналиновая «Одержимость» поборется в пяти номинациях - в том числе за “лучший фильм и мужскую роль второго плана. Однако самую, возможно, заслуженную награду она не получит точно. Создатель этого абсолютно режиссерского фильма – Дэмиен Шазель был достоин номинации за лучшую режиссуру не меньше, чем тот же Мортен Тильдум («Игра в имитацию»). Видимо, академиков смутил слишком юный для этой номинации возраст режиссера – Шазелю на днях стукнуло тридцать лет.
Если поклонники «Одержимости» могут быть довольны “уловом”, то фанаты «Стрингера» справедливо возмущены отсутствием Джейка Джилленхола среди соискателей на приз за лучшую мужскую роль. Хладнокровный репортер с широко распахнутыми глазами испугал в этом году и критиков, и Голливудскую ассоциацию иностранных журналистов (номинация на «Золотой глобус»),но консервативных академиков не впечатлил. Зато «Стрингер» номинировали на лучший сценарий.
Совсем уж непонятным видится решение не номинировать «Лего. Фильм» в категории «Лучший анимационный фильм». «Лего» получил признание зрителей (почти полмиллиарда долларов в мировом прокате) и критиков (83% на Metacritic), первых порадовав здоровым юмором, а вторых - многочисленными культурными аллюзиями. Не иначе как снобизмом решение киноакадемиков не назовешь.
Но больше всего вопросов вызывает отсутствие Дугласа Крайса и Стивена Миррионе в номинации «Лучший монтаж». Эти двое проделали настолько филигранную работу, что благодаря им «Бёрдмен» смотрелся как цельное кинополотно без единого шва. Большинство специалистов предрекали награду именно Крайсу и Миррионе, но Академия рассудила по-своему. Спасибо, хоть Эмануэля Любецки, триумфатора прошлогодней церемонии, номинировали на «Лучшую операторскую работу». Ирония в том, что именно Любецки больше других заслуживает золотую статуэтку в этом году. Но наградит ли его Академия во второй раз подряд – большой вопрос.
Излив досаду, можно перейти непосредственно к номинантам, благо здесь почти любой выбор должен прийтись по душе умному и гуманному зрителю. Главными фаворитами здесь видятся «Отрочество» Ричарда Линклейтера (Золотой глобус за «лучший драматический фильм»), «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона (Золотой глобус за «лучшую комедию или мюзикл») и «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньяритту .
Больше всего шансов на победу у «Отрочества». Жизнеутверждающая картина о становлении человеческой личности с первого же своего появления на Берлинском фестивале стала не просто фильмом, а настоящим явлением. Стоит ли добавлять, что академики скорее предпочтут более традиционное и не оторванное от жизни «Отрочество», чем новаторского и в хорошем смысле безумного «Бёрдмена» и изобретательный «Отель Гранд Будапешт» с его торжеством стиля над содержанием.
Конечно, немного обидно за более талантливые в плане режиссуры картины Иньяритту и Андерсона, но «Отрочество» - это “важное” кино и потому оно должно победить. Но кому бы там в итоге не досталась награда, в любом случае это будет триумф гуманистического кино.
Если же вдруг академики решат нас удивить, то перечислю других претендентов. Среди них «Игра в имитацию» - образцовый байопик про криптографа-гея Алана Тьюринга, бескомпромиссная музыкальная драма «Одержимость», «Вселенная Стивена Хокинга» - еще один байопик про известного физика Стивена Хокинга,«Снайпер» - военная драма Клинта Иствуда об американском снайпере-рекордсмене, и, наконец, «Сельма» - фильм про Мартина Лютера Кинга.
Кстати, все вышесказанное мной о категории «Лучший фильм» легко применимо и к номинации «Лучший режиссер». Поэтому Ричарду Линклейтеру уже сейчас стоит начать репетировать речь, в которой он затронет значение своего фильма и расскажет о том, насколько тяжелыми выдались 12 лет съемок. Заметьте, пишу это без всякого сарказма.
Никакой интриги не таят в себя актерские номинация для женщин. Победы Джулианны Мур («Все еще Элис) и Патриции Аркетт («Отрочество») кажутся делом решенным. И если триумф Аркетт в номинации за роль второго плана кажется профессионально объективным, то превосходство Мур в основной категории продиктовано другими факторами. Во-первых, она сыграла больную Альцгеймером женщину (фактор “важности”, не забыли?), а во-вторых, актриса заслужила свой Оскар по совокупности заслуг и уж точно (Лео, не завидуй!) за предыдущие номинации. К сожалению, таким замечательным актрисам, как Марион Котийяр ("Два дня одна ночь"), Фелисити Джонс ("Вселенная Стивена Хокинга"), Розамунд Пайк ("Исчезнувшая") и Риз Уизерспун ("Дикая"), уготована роль сторонних наблюдательниц.
Гораздо более непредсказуемая борьба ожидается в номинации за лучшую мужскую роль. Здесь и проделавший колоссальную работу Эдди Рэдмейн («Вселенная Стивена Хокинга), и триумфально возвратившийся на актерский олимп Майкл Китон («Бёрдмен», исполнившие лучшие роли в карьере Бенедикт Камбербетч («Игра в имитацию») и Стив Карелл («Охотник на лис») и, наконец, завсегдатай последних трех церемоний Брэдли Купер («Снайпер»), куда же без него.
Чуть больше шансов на победу у Майкла Китона, который сыграл полубезумного актера-неудачника, вознамерившегося вернуть себе былую славу. Однако, не забывайте о консерватизме академиков – они запросто могут присудить победу Рэдмейну или Камбербетчу, сыгравших великих ученых: физика Стивена Хокинга и математика Алана Тьюринга.
Наконец в последней актерской номинации, как и в случае с Патрицией Аркетт, фаворитом видится Дж. К. Симмонс («Одержимость»). Его деспотичный дирижер Теренс Флетчер стал одним из самых ярких персонажей этого года. Его соперники – Роберт Дювалл ("Судья"), Эдвард Нортон ("Бёрдмэн"), Марк Руффало ("Охотник на лис"), Итан Хоук ("Отрочество") – объективно слабее, а потому готовьтесь увидеть сияющего лысиной Симмонса с залуженной статуэткой в руках.
В остальных номинациях, как и обычно, выделить фаворитов довольно сложно, а потому перейду к самой волнующей для отечественного кинозрителя номинации. Любые прогнозы здесь излишни. Да, «Левиафан» Андрея Звягинцева – главный фаворит в номинации «Лучший иностранный фильм». Да, его основной конкурент – польская драма «Ида» – менее масштабная, менее талантливая, менее политически ангажированная наконец. Но не хотелось бы сглазить. Всем переживающим за отечественный кинематограф остается только держать кулаки и ругать, отчаянно ругать нашего претендента!