Развитие психиатрии и психотерапвтической помощи в исламских государствах

Поиски в интернет-ресурсах информации о развитии психиатрии в исламских странах вызывает интерес и подчеркивает исторически и духовно обусловленные различия, которые в психологии, психиатрии и психотерапии имеют огромное значение.


Поиски в интернет-ресурсах информации о развитии психиатрии в исламских странах вызывает интерес и подчеркивает исторически и духовно обусловленные различия, которые в психологии, психиатрии и психотерапии имеют огромное значение.

С одной стороны, согласно официальным данным, доклад профессора Ахмада Мохи (региональный советник ВОЗ по психиатрии на Ближнем Востоке, Александрия, Египет), психиатрия и психотерапевтическая помощь в этих странах не уступают мировому уровню.

А с другой стороны - информация, излагаемая глубоко верующими мусульманами, которую можно почерпнуть на десятках сторонних сайтов, свидетельствует о крайне осторожном, и даже недоверчивом отношении обычных граждан к специалистам в области психиатрии из-за религиозно-мировоззренческих взглядов, не разделяющих основные постулаты и подходы светской науки к психике человека и его сущности.

Для того чтобы попытаться понять суть отличий необходимо проанализировать и ситуацию на настоящий момент, и историческое развитие психиатрии и психотерапевтической помощи в регионе, в котором проживает приблизительно 500 млн. жителей, Ближний и Средний Восток.

Доисламский период

На территории, где сегодня расположены исламские государства, в разные периоды переплетались многие культуры: Египетская, Персидская, Месопотамская, Индийская, Иудейская, которые имели порой довольно схожие представления о медицинской науке в целом и о психиатрии, в частности. «Возбудителями» болезней психики, в большинстве случаев, считались духи или демоны, вселявшиеся в человека. «Естественным» психическое расстройство считали, если оно возникло при употреблении ных напитков, растительных наркотиков, ядов, или при наличии «телесных» недугов. Исходя из такой классификации причин разделялись и психотерапевтические подходы к лечению «одержимого» на магическую или жреческую и общемедицинскую.

Одним из распространенных методов исцеления души была древняя психотерапия, которая являла собой сочетание магических ритуалов, гипноза и фитотерапии (пилюли, мази, отвары, пластыри, ванны). Эти методы, несмотря на кажущийся «примитивизм» - такую оценку могли бы дать современники, - приводили к весьма удовлетворительным результатам, чему есть свидетельства в исторических источниках и письменах: Торе, египетских папирусах, Аюрведе. В древних государствах основывались медицинские школы, довольно высокого уровня развития медицина достигла в Персии, где сформировалась детализированная концепция этиологии психических расстройств и различных методик их лечения. В первых психиатрических клиниках осуществляли лечение и призрение больных. Широко была распространена многочисленная магическая атрибутика: талисманы и обереги, призванные охранять владельцев от вселения в них злых духов (их психотерапевтический эффект был очевиден).

Философско-психологические концепции в древности рассматривали личность как систему, состоящую из души и тела.

Раннеисламский период (VII - XIII вв).

Рождение Ислама как религии датируется VII веком, было быстрое распространение среди арабских племен. Ислам является самой молодой мировой монотеистической религией.

Развитие и расцвет исламской культуры сопровождался ростом потенциала прикладных дисциплин и теоретических наук в странах Ближнего Востока, в том числе и психиатрических знаний. Литературные памятники того времени свидетельствуют о высоком уровне развития медицины и широком обмене знаниями с другими государствами: найдено огромное количество переведенных на арабский язык египетских, греческих, индийских научных текстов и оригиналов трудов великих арабских мыслителей и врачей: Ибн Сины, Маймонида, Харазмшахи и других. Психотерапия, в древнем ее понимании, достигла расцвета. Вобласти хирургии использовалось введение пациента в гипнотическое состояние для проведения операций. Развивались прототипы групповой и гештальт-терапии через призму философских представлений об эволюции души, господствовавших в Исламе, в особенности в отдельных религиозных общинах, в которых подразумевался духовный рост людей, практикующих определенные техники. В основе большинства этих техник лежало целостное восприятие мира.

С XIII по XIX столетие

Постепенное проникновение европейцев на Восток, захватнические войны Бабура, рост империи Великих Моголов потворствовали развитию тоталитарного характера правления в исламских государствах. Это привело к постепенному нарастанию консерватизма в научных взглядах, утрате научными школами независимости и застою в развитии науки и практическом ее применении.

Даже отношение врача к психически больному стало менее гуманным: психиатрические клиники стали напоминать тюрьмы. Распространилась практика сковывания больных. Но такие вещи происходили и в христианском мире, в средние века, в этом историческое развитие очень похоже.

Конец периода XVIII-XIX вв ознаменовался влиянием европейской медицины на исламские государства. Врачи-миссионеры, преимущественно из Англии, оказывали помощь населению. Стали возрождаться психиатрические школы и больницы (1880 г. - госпиталь Аббаси в Египте, 1886 г. - в Бейруте, Ливан).

Современность

В настоящее время развитие психиатрии и психотерапевтической помощи отвечает мировым стандартам, ниже приведем сухие статистические данные, которые говорят сами за себя.

Египет

  • Коечный фонд: 9 тысяч мест на 60 млн. населения.
  • Количество врачей-психиатров: 450, не считая работников научно-исследовательских центров и клиник-университетов.
  • Крупнейшие и старейшие госпитали: Аббаси и Ханка.
  • Медицинские школы: в городах Каир, Александрия, Аль-Азхар и зоне Суэцкого Канала.
  • Сестринская патронажная служба с участием медицинских сестер, имеющих специальную психиатрическую подготовку насчитывает 120 человек, не считая более 180 врачей общей практики.

Иран

  • Коечный фонд: 8700 на 60 млн. жителей страны.
  • Количество врачей-психиатров: 540.
  • Психиатрические клиники: первый современный психиатрический госпиталь в 1951 году, построенный в Тегеране.
  • Сестринская патронажная служба включает медсестер и более 3200 врачей общей практики, которые ведут психиатрический прием пациентов.

Ирак

Психиатрические клиники: первый частный госпиталь (1943 г) в Багдаде, крупнейший государственный госпиталь Шаммах (1959 г).

Ливан

Крупные научные школы: Американский университет, Бейрут, и госпиталь Дел-эль-Салиб (он же Госпиталь Креста).

Иордания

  • Коечный фонд: 330 мест.
  • Количество врачей-психиатров: 45
  • Крупная психиатрическая больница Аль-Хоай в Аммане (220 койко-мест).

Ливия

В Триполи с недавнего времени функционирует крупная университетская клиника.

Марокко

  • Коечный фонд: около 2200 на 28 млн. жителей.
  • Психиатрические клиники: первый госпиталь, построенный в 1920 г в Касабланке, кроме того работают психиатрические центры в Фесе и Рабате.

Пакистан

Количество врачей-психиатров: 200 на 130 млн. населения, не считая работников научно-исследовательских центров и клиник-университетов.

Палестинская Автономия и сектор Газы

Коечный фонд: 354.

Психиатрические клиники: 2.

Королевство Саудовская Аравия

Государственные психиатрические клиники: есть практически во всех крупных городах.

Сирия

Психиатрические клиники: больница им. Ибн Сины (1929 г), Дамаск, и госпиталь Алеппо (1956 г).

Развитие психиатрии и психотерапвтической помощи в исламских государствах width=

Тунис

Коечный фонд: 900 психиатрических коек.

Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты:

так же хорошо организованы психиатрическая помощь и сервис.

Судан

Функционирует сестринская патронажная служба.

Практически в каждом государстве ближнего востока осуществляется программа развития системы психиатрической помощи, которая разработана с участием экспертов ВОЗ. Большой вклад в данном направлении вносят и негосударственные благотворительные организации.

В высших учебных заведениях всех стран развита наука и преподавание психиатрии. За последние годы увеличилось количество научных публикаций и выпускаемой учебной литературы. Совершенствуется профилактическое направление как психогигиена, что позволяет свести к минимуму заболеваемость психозами.

Взгляд на психиатрию и психотерапию человека, исповедующего Ислам

Под исламская психиатрией подразумевают область мусульманской медицины, изучающую причины и механизм развития психических расстройств, разрабатывающую методы их профилактики, терапии и помощи психически больным. Она основана на научно-религиозном мировоззрении, чем принципиально отличается от подходов так называемой «светской» или классической психиатрии, которая опирается на сугубо материалистический подход к человеку. Вот основные отличия, с точки зрения Ислама, между этими двумя видами психиатрии:

Основополагающие предпосылки: «светские» или современные ученые психиатры рассматриваются в качестве материалистов, которые отрицают существование души и утверждают, что разум и психика человека являются продуктом эволюции. Взгляды современной психиатрии лежат вне сферы духовности и объясняют возникновение психических расстройств отклонением в «биомедицинской модели человека».

Мусульманская психиатрия опирается на мировоззрение Ислама и состоит в том, что человек изначально был сотворен Аллахом, с его разумом и многообразием психических особенностей, и наделен душой, которая вместе с мозгом играет решающую роль абсолютно во всех психофизических процессах. Психические расстройства в мусульманском обществе обычно рассматриваются как результат Божественной Воли и наказание за грех, поэтому для лечения применяют религиозные методы и обращение за спасением к Корану.

«Светская» психиатрия делает основной упор на медикаментозную терапию больных, которая воздействует на психические функции человека (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимулирующие и седативные лекарства). Исламская — на глубокое проникновение в сознательную и подсознательную сферу больного с помощью психофизического комплекса приемов, гипнотического внушения, комплексного психоанализа и лекарственных средств природного происхождения. Фармакотерапевтические препараты носят лишь вспомогательный характер, а чаще всего вообще не используются (этим вопросом занимается мусульманская психофармакология, одно из направлений Исламской психиатрии).

Исламская психиатрия не приемлет доктрину Зигмунда Фрейда, аналитическую психологию Юнга и многие другие концепции, используемые в современной психиатрии и психологии.

Эти основные отличия лишь малая попытка осветить многогранную действительность, они отнюдь не отражают всю глубину противоречий между двумя «психиатриями» и необходимой тонкости подхода к оценке состояния психического здоровья и лечения пациента-мусульманина.

При оказании психотерапевтической помощи человеку, исповедующему Ислам, необходимо очень хорошо понимать его духовный мир, систему ценностей и ориентиров. Жизнь мусульман основана на Исламе и вере, которые защищают их от всех проблем и болезней. Вера и духовность во многих случаях может стать основной частью излечения.

Поэтому при психотерапевтическом и психиатрическом консультировании и лечении человек, исповедующий Ислам, должен рассматриваться в контексте религиозных, социальных и окружающих его факторов.

Что лучше выбрать вместо фена Dyson? Обзор Atvel AirJet HD6…
В центре внимания сегодня будет фен Atvel AirJet HD6, оснащенный высокоскоростным бесщеточным двигателем,…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor