Рецензия: Бен-Гур / Ben-Hur

Новый голливудский блокбастер Тимура Бекмамбетова «Бен-Гур» (Ben-Hur) готовится к своему первому уикенду в российском прокате. Удалась ли нашему режиссёру экранизация культового американского романа?

Сюжет

26-й год нашей эры. Мессала, приёмный сын знатного еврейского семейства Гуров, после трёх лет военной службы возвращается в Иерусалим. Он сделал блестящую карьеру и теперь обеспечивает безопасность новоиспечённого наместника Иудеи Понтия Пилата(Пилу Асбек). Молодой офицер обращается за помощью к своему сводному брату Джудо(в классическом переводе его зовут Иуда, но в русском языке это имя фактически является синонимом слова «предатель», что недопустимо для положительного героя) Бен-Гуру(Джек Хьюстон). Тот, хотя и лояльно относится к властям, не приветствует жестокость их методов и втайне сочувствует мятежникам,— даже приютил у себя в дома раненного бунтовщика-подростка.

Во время торжественного въезда Пилата в город этот глупый парнишка совершает неудачное покушение на прокуратора прямо с крыши дома Гуров. Ему удаётся бежать, а вот благодетелей тут же скручивают легионеры. Джудо, пытаясь защитить родных, признаётся в том, чего не совершал. Ошеломлённый Мессала действует жёстко в угоду начальству, не решаясь встать на защиту приёмной семьи: отец убит, сестра(София Блэк-Д’Элиа) и мать(Айелет Зурер) распяты, а сам «виновный» отправляется рабом на галеры. Тогда же Джудо впервые встречает молодого проповедника Иисуса Христа, который проявляет к арестованному милосердие и даёт напиться...

Спустя 5 лет «службы» корабль Джудо потоплен в сражении, но ему удаётся выжить. Теперь мечты о мести Мессале могут воплотиться в реальность.

Вырезать смысл, вставить спецэффекты

«Бен-Гур: история Христа» Лью Уоллеса для американцев — это примерно как «Война и Мир» Льва Толстого для русских. Книга пережила множество киноадаптаций, самая популярная из которых— лента Уильяма Уайлера1959-гогода, собравшая 11(!)«Оскаров» и фантастическую для того времени кассу в 75миллионов при бюджете в15. У нас этот супертитулованный классический пеплум почти никто не знает, потому что в своё время его не демонстрировали вСССР из-за религиозного «уклона».

На западе новому «Бен-Гуру» уже предрекают славу самого убыточного фильма этого лета,— премьера состоялась 17августа. У нас картина вышла в прокат 8сентября. Вряд ли отечественный зритель кардинально спасёт положение, но, вероятно, отнесётся к этой истории без особого предубеждения, да и имя Бекмамбетова должно сделать некоторую рекламу. Впрочем, нам уже немного обидно: наш режиссёр рулит большими голливудскими проектами, а тут такое пятно на творческой биографии. Действительно ли всё так плохо?

Сам литературный первоисточник — «Бен-Гур: история Христа»— во-первых, невероятно сложен для экранизации. Во-вторых, объёмен: например, ту же «Войну и мир», с которой мы уже сравнивали роман Уоллеса, почти невозможно запихнуть в стандартный киносеанс. В те времена, когда снимал Уильям Уайлер, были популярны сверхдлинные проекты с «антрактом». Студии склонны либо сразу запускать франшизу, либо кровь из носа, но умещать всё в полтора-двачаса. Так что команда Бекмамбетова была вынуждена нещадно резать исходник, вычленяя основное.

Но главная беда тут не в недостающих минутах, а в бизнес-модели кинопроизводства. Продюсеры берутся за грандиозные проекты с бюджетом, равным ВВП какой-нибудь бедной африканской страны. Им НУЖНО собрать кассу, поэтому все риски (если говорить об искусстве, то речь об оригинальности, новаторстве, творческом поиске) пытаются минимизировать. На выходе мы имеем целый ряд блокбастеров, похожих, как близнецы братья: однотипных, предсказуемых, лишённых всякой глубины. Проблема тут не в одном провале, а в упадочном курсе, который взяла индустрия.

«Бен-Гур» — сложная история о вере, дружбе, любви, мести и прощении, где основной акцент должен быть сделан на том, что творится в душе главного героя. А мы имеем красивую сказку с шикарными визуальными эффектами, где за «декорациями» разглядеть его внутреннее состояние и мотивацию почти невозможно. Джудо-Иуда много лет вынашивает мечту о мести, цепляется за шанс подобраться к своему врагу, тренируется, рискует, побеждает... А потом, взглянув на покалеченного и униженного врага, вдруг решает обняться и всё простить. «Месть— это беспонтово»,— без особого энтузиазма талдычит нам лента. Конечно, можно и посентиментальничать с высоты успеха.

В резкое исправление Мессалы посредством страшных травм верится с трудом. Он с первых кадров выглядит садистом-невротиком, которому карьера важнее семьи. Вероятно,армия сильно покалечила его психику, а начальство запугало. Сдаёт «своих» он без боя. Мессала пропадает из поля зрения зрителя на условные 5лет, но выглядит так, будто просто ненадолго выходил покурить. Если ты здоров, богат и силён, то мудаком быть удобно, а вот потерявшему всё калеке стоит прикинуться няшкой,— во всяком случае, именно такие выводы можно сделать, познакомившись с сюжетом.

Шейх Ильдерим в исполнении бессменного Моргана Фримана— заявлен как вариация образа «мудрый старик-наставник». Он подбирает выжившего Джудо и, вместо того, чтобы сдать его властям как беглого раба, оставляет в своём «таборе» и даже даёт работу. Это персонаж производит впечатление умного и хитрого дельца, который умеет извлечь выгоду из всего: лишившись наездника для своей колесницы, он берётся за подготовку новичка с сильнейшей мотивацией. Ильдерим не бунтарь, мечтабщий бросить вызов Риму, а блестящий манипулятор, который планирует сорвать небывалый куш, устроив знатное шоу.

А как же часть под названием «История Христа»? Создатели картины постарались отнестись к этому персонажу(Родриго Санторо) со всем возможным уважением. Сцены с ним выглядят по-настоящему сильными и трогательными, в них чувствуется потенциал, однако на контрасте с основным «развлекательным» содержанием ленты они просто «повисают в воздухе». Мы не слишком понимаем, чем так пронял Джудо Иисус за две мимолётные встречи. Они плохо уживаются в одном фильме.

Вердикт

Попытки бросить вызов классике (особенно такого значения)— почти всегда заканчиваются провалом. Если сравнить современную экранизацию и ленту 1959-го года, то недовольство западных критиков становится понятно. Ничего нового Бекмамбетов сказать просто не успевает: ему не хватает времени раскрыть потенциал книги. Да и оригинальничать продюсеры не дают — сценарий попадает в прокрустово ложе «блокбастерной модели». В этом фильме нет по-настоящему звёздных имён: иной раз картина выигрывает благодаря свежим лицам, но тут какая-нибудь первостепенная знаменитость помогла бы спасти положение с продажей билетов. Да, визуальный ряд получился отличным благодаря технологиям и некоторым свежим авторским штучкам постановщика: это вам не олдскульные комбинированные съёмки и гуталиновые псевдоэфиопы! А вот в остальном «ретро» оказывается на порядок круче. Но это заметно только если вы его смотрели... А для неофитов— ещё один зрелищный блокбастер с историческим уклоном. Не хуже и не лучше основной массы.

Оценка: 6 из 10

Трейлер

720" height="405"

• В кино с 8 сентября

• Жанр: боевик, драма, приключения

• Режиссёр— Тимур Бекмамбетов

• Сценарий: Кит Р. Кларк, Джон Ридли, Лью Уоллес

• В главных ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек, София Блэк-Д’Элиа, Морган Фриман, Марван Кензари, Мойзес Ариас

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
Яндекс.Метрика
2006-2024
© MegaObzor