Рецензия: «Кино про Алексеева». И не только

Кто такой Алексеев? Ну, Николай Алексеев, поэт, бард, который конкурировал с самим Высоцким и пил чай сТарковским, человек, который не боялся идти «против течения», который любил женщин и пользовался успехом...


Слышали о таком? Нет? Ладно, если честно, его придумал Михаил Сегал. Ехал режиссёр прошлым летом в машине, включил радио... А там передача с какой-то забытой знаменитостью. Слушать её он не стал, но идею пустил в дело. Через год на «Кинотавре» тепло приняли «Кино про Алексеева».

Многие после просмотра картины пытаются найти в«Википедии» мифического барда, что сам режиссёр почитает за успех. Действительно, умение сотворить персонажа настолько реалистичного, живого, убедительного — бесспорный признак таланта. Тот факт, что в главной роли снялся Александр Збруев, который уже 10лет не появлялся на большом экране,— эдакая «лакмусовая бумажка» качества, сигнал для ценителей: будет нечто интересное.

Главного героя (Александр Збруев), скромного старичка из глубинки, мы встречаем на обочине — во всех смыслах: невзрачный одинокий пенсионер вынужден продавать фрукты-овощи у дороги, чтобы прокормиться. Сколько подобных ему мы каждый день видим на улице? А ведь когда-то давно они были молоды, полны сил и энергии, планов на жизнь, надежд. Никто не предполагает, что закончит свой век так...

Размеренное течение унылой жизни прерывает телеграмма из Москвы: барда Николая Алексеева приглашают на радио. Старичок, не веря своему счастью, достает единственный выходной костюм, скромные сбережения, добывает гитару, которую не держал в руках много лет, и мчится в столицу.

Встречает его ведущая, милая и интеллигентная пожилая дама (Татьяна Майст), поит чаем и усаживает за микрофон. Алексеев впервые за долгие годы нежится в лучах неподдельного внимания. Очаровательная диктор знает подробности его жизни и разбирается в вехах творческого пути, в студию звонят слушатели, которые благодарят Николая за песни, его стихи читают на улице и в космосе, а сам Макаревич, случайно застав в студии, просит сфотографироваться и робко прибавляет: «Меня зовут Андрей. Я тоже пою...» В эту ночь лирических флешбэков мы путешествуем вместе с героем Збруева в его молодость— 70-80-егоды прошлого века.

Странно, но юность Николая (молодую версию героя исполнил Алексей Капитонов) не слишком напоминает звездный путь того же Высоцкого: работа на тульском оружейном заводе, простенькие, без экзальтации, романы, совершенно не пафосные друзья-москвичи, редкие концерты, глупые контры с властями... Алексеев у стремится к поэтическим вершинам, но проза жизни вносит свои коррективы, пронося его мимо желанной славы. Его будни бесхитростны, иногда— до пошлости. Но есть в этих воспоминаниях какая-то неброская красота и надежда.

Удивительно спокойная и лирическая картина Михаила Сегала, на первый взгляд, не бросается в глаза спецэффектами и прочими атрибутами «блокбастерности». Главная интрига раскроется лишь в самом конце. Но зато как! Режиссёр умело водит зрителя за нос, виртуозно скрывая смысл финального кульбита до момента«Х». А потом ррраз: и достаёт из рукава последний кусочек пазла, который превращает почти сложившуюся картинку в нечто совершенно иное, непредвиденное.

Лишь в конце становится ясно, что эта картина вовсе не про славный путь известного музыканта. Сегал, желая скрыть до поры до времени самое важное, намеренно оставляет это на самом видном месте. Как-то раз, оказавшись на площадке у Тарковского, Алексеев слушает глубокомысленные изречения мэтра и заимствует одну фразу для своего «коронного номера». Философский пассаж «Любовь, это не "когда", а "что"...» Николай вставляет чуть ли не в каждую беседу. «Любовь— это дать человеку то, что ему больше всего нужно. Больше всего нужно...»— с важностью твердит он, едва ли задумываясь об истинном смысле сказанного. Однако, мудрость не пропадает, прорастая на благодатной почве: и когда-нибудь Алексеев будет спасён плодами своего нечаянного дара.

ВЕРДИКТ

Увидев неброскую афишу картины, можно легко пройти мимо, но если вы всё-таки попадёте на сеанс— вряд ли пожалеете. Михаил Сегал, который за 10-летнююкарьеру в полном метре выпустил всего 3фильма, намеренно отказывается от коммерческих проектов в пользу собственных творческих поисков. Например, «Кино про Алексеева» снято с полным пренебрежением к правилам и стандартам производства на чудом найденные средства. Естественно, талантливую съёмочную группу сложности не остановили.

Секрет особого обаяния картины— нетривиальный подход оператора Эдуарда Мошковича, который уже работал с Михаилом Сегалом над фильмом «Рассказы»(2012): вступительные титры на фоне летящих огурцов и лисичек, кадры со съёмочной площадки Тарковского, сцены на бардовском фестивале. Он потрясающе чувствует свет и видит волшебство даже в самых будничных моментах.

Ещё один «коллега» по «Рассказам», певец и композитор ФилиппВейс, написал для Алексеева финальную песню «Дезертир». А исполнил её (внимание!) сам МихаилСегал.

Итого: за сценарий, смысл, актёрский состав, картинку и музыкальный ряд у нас набираются твёрдые 9 баллов из 10. Максимум ставить не будем, чтоб не сглазить. Ждём от режиссёра четвертый фильм.

СЦЕНА ИЗ ФИЛЬМА

850" height="478"


• В кино с 9 октября

• Режиссёр— Михаил Сегал

• В главных ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Татьяна Майст, Ксения Радченко, Денис Фомин, Светлана Первушина, Анастасия Попкова, Андрей Макаревич, Дмитрий Гудочкин, Иван Звягинцев

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
Яндекс.Метрика
2006-2024
© MegaObzor