Рецензия: Новая эра Z / The Girl with All the Gifts

Отечественная адаптация названия фильма— «Новая эраZ»— настойчиво подталкивает зрителей к мысли, что эта картина сюжетно связана с «Войной мировZ»(2013) или даже является её сиквелом. Однако, в этом случае переводчики цинично вводят нас в заблуждение: тематика— да, аналогичная, да и зомби похожи— такие же нетипично прыткие и бодрые (по сравнению с классическими вялыми ожившими трупами). Но в остальном— это совершенно новая вселенная, созданная по роману Майка Кэри TheGirl With All TheGifts— «Дары Пандоры».

Тема зомби-апокалипсиса нынче находится в небывалом подъёме, так что желающих снимать очередное кино по теме ждёт, помимо очевидных бонусов от попадания в конъюнктуру, одна серьёзная опасность: как не затеряться среди бурного потока восставших из мёртвых? И, как нам кажется, «Новая эра Z» предлагает зрителю свежий взгляд на традиционный аттракцион и отличается от собратьев по жанру оригинальными сюжетными ходами и своими неподражаемыми фишками.

Во-первых, это один из немногих фильмов, где нам чётко объясняют, что за хрень случилась с людьми. Мутировал конкретный грибок, который поражает человеческий мозг, превращая заболевшего в так называемого «голодного»— типичное обезумевшее существо, жаждущее плоти. Главное, тут логично прописан жизненный цикл заразы и поведение инфицированных наконец-то обретает логику и стратегический смысл. Передаётся паразит, как водится, через жидкости тела.

Во-вторых, Майк Кэри решил не браться за излюбленную завязку зомби-фильмов— про начало катастрофы и панику. Тут с момента вспышки заразы прошло добрых 8лет: выжившие приспособились к новым условиям. Как водится в таких случаях, «носителями цивилизации» стали военные. На одной охраняемой секретной базе уже много лет ведутся исследования вот-вот увенчаются успехом. Шанс на создание вакцины появился, когда были обнаружены инфицированные в утробе матерей младенцы. Их организмы сумели создать с паразитом устойчивый симбиоз: если прочих он лишает рассудка и постепенно убивает, то эти детишки чувствуют себя хорошо, на них не нападают рядовые зомби, они сохранили ясный ум (интеллект даже выше среднего) и социальные навыки, но при этом они сами не прочь закусить кем-нибудь живым.

Доктор Кэролайн Колдвелл(Гленн Клоуз) с рождения изучает этих «особей» и периодически препарирует кого-нибудь ради научных целей. Она, как и прочие сотрудники базы, не считает детишек людьми— лишь смышлёными враждебными существами, которые успешно учатся мимикрировать, но, дай им волю, сожрут всех, как и обычные зомби. Молодая учительница Хэлен Джастин(Джемма Артертон), не обладая армейским цинизмом, наоборот искренне любит своих учеников, воспринимая их как обычных детей. Хотя все вокруг пытаются показать ей «истинную сущность» зомбят, она видит, что её отношение даёт очевидные плоды.

Когда исследования доктора Колдвелл выходят было на «финишную прямую», голодные прорывают оборону базы. Оставшийся в живых состав спешно эвакуируется. И тут происходит нечто из ряда вон выходящее: маленькая Мелани(Сенниа Нануа) спасает жизнь своей любимой учительницы мисс Джастин, чем всех немало озадачивает. Девочка присоединяется к выжившим. Но что она— объект для изучения, биоматериал для вакцины или разумное существо, личность, которая способна повлиять на судьбу мира?

Этот фильм, как и традиционные образцы жанра, изобилует экшеном и излюбленными приёмчиками славного зомби-аттракциона: погони, перестрелки, обезумевшие заражённые, рвущие плоть, постапокалиптический мир во всей красе! По сюжету наш небольшой отряд вынужден пробиваться через полуразрушенный Лондон, населённый монстрами. Однако смотреть, как люди просто прячутся и отбиваются от нападающих было бы скучно, поэтому постепенно действо усложняется, обрастая новыми неожиданными поворотами. Если в канонических сюжетах выжившие просто отбивают атаки, в надежде на некое абстрактное чудо в необозримом будущем, то тут цель путешествия понятна и осуществима. Нужно связаться с основными силами человеческого сопротивления, доставить Мелани на оборудованную базу и сделать из неё вакцину. И тут-то возникает неожиданная морально-этическая дилемма и вырисовывается глубокий философский подтекст...

Наблюдая за членами отряда, конвоирующими заражённую во втором поколении Мелани, мы невольно проникаемся сочувствием к этой девочке и начинаем более критично относиться к так называемым «нормальным» людям. Мелани раскрывается как настоящая личность: она не имитирует человеческое поведение, она способна любить, сопереживать и даже бороться с кровожадными инстинктами,— это признак разумного существа. Чем дальше, тем сложнее воспринимать её как биологический материал. Лишь доктор Колдвелл не даёт сантиментам затмить себе разум, планируя пустить девочку в расход, как только подвернётся случай. Ради великой цели!

Дети-зомби — настоящая находка этой картины. Эти существа завораживают своей двойственной сущностью: звериной кровожадностью, скрытой под невинной оболочкой. Обычные на вид ребятишки одновременно являются опасными хищниками, которые не брезгуют представителями вида homo sapiens. Но, как философски резюмирует Мелани: «Все хотят жить». Ошибка доктора Колдвелла и ей подобных в том, что они изначально неверно оценивают так называемое «второе поколение». Да, оно способно помочь спасти мир. Но неожиданным образом.

Вердикт

Кэри и МакКарти разрушает привычную дихотомию конфликта люди-зомби, внося в него третью сторону с неожиданными качествами. Собственно, разве не потому этот сюжет апокалипсиса так прочно обосновался в коллективном бессознательном наших современников, что мы нутром ощущаем: развитие цивилизации подходит к одному из критических «узлов». Напряжение из-за перенаселённости, тесноты, недостатка ресурсов нарастает. Мы, памятуя об ужасах Второй Мировой, ох как не хотим признаться себе в том, что руки чешутся закатить третью. Именно поэтому разудалое противостояние зомби (экс-людям) приобретает особую привлекательность и активно «заполняет эфир». Удовольствие от созерцания зомби-мочилова искусно трансформирует агрессию к себе подобным в агрессию к псевдо себе подобным.

«Новая эра Z» изящно бьёт под дых нашему видовому чванству (человек, мол, венец творения!) и чувству собственной исключительности, неожиданно ставя под сомнение неоспоримую ценность человеческой расы. Если наш вид подвергся столь успешной биологической атаке, то, быть может, есть в этом высший смысл, природный рационализм? Нет, автор этой истории не страдает пессимизмом и человеконенавистничеством. Он просто предлагает взглянуть на проблему под новым углом, предлагая неожиданное... неприятное (для нас, людей), но в смысле эволюции— самое разумное решение.

Оценка: 8 из 10

Трейлер

720" height="405"

  • В кино с 13 октября
  • Жанр: ужасы, триллер, драма
  • Режиссёр— Колм МакКарти
  • Сценарий: Майк Кэри
  • В главных ролях: Джемма Артертон, Гленн Клоуз, Пэдди Консидайн, Анамария Маринка, Доминик Типпер, Сенниа Нануа, Лобна Фьютерс, Дэниэл Иган, Фисайо Акинаде, Энтони Уэльс
  • По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
    По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
    Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
    Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
    МегаОбзор
    ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
    Яндекс.Метрика
    2006-2024
    © MegaObzor