Рецензия: «Пацаны» — волшебство 70-х

На дворе яркие 70-е. Ребята из провинциального городка, не замечая нищеты и не обращая внимания на дефицит, живут, дружат, дерутся, ходят на танцы и, конечно, любят... Новое прочтение сценария Юрия Короткова от создателя картин «Любовь-морковь» и «Стальная Бабочка», Рената Давлетьярова.

От «Американки» до «Пацанов»

Режиссёр Давлетьяров в последнее время решил хорошенько наплевать на мейнстрим и конъюнктуру и снимать то, что душе угодно. Быть может, оно и правильнее: перестать гоняться за зрителем и делать то, что нравится именно тебе. А потребитель— сам найдётся. Наверное, именно это и стало причиной критики, которая обрушилась на новую работу режиссёра — фильм «Пацаны». Но автору этой рецензии он понравился.

Сценарий Юрия Короткова уже использовал в далёком 1997-м году Дмитрий Месхиев («Свои», «Женская собственность», «Человек у окна»). Его картина «Американка» снималась в экстремальных условиях: отечественный кинематограф в те времена находился в глубокой яме, поэтому самоотверженным актёрам приходилось самостоятельно оплачивать дорогу и проживание, собирать костюмы «всем миром» и, увы, отказаться от некоторых «фантастических» сцен — снов главного героя, — которые требовали особой технической подготовки. Вышла отличная, душевная, но совершенно реалистичная мелодрама. Изначально сюжет предполагал капельку волшебства...

Давлетьяров, приятель Месхиева, тоже запал на сценарий, но решил дождаться подходящего момента. Спустя почти 2 десятка лет он нашёл возможность и средства для воплощения замысла со всеми упущенными деталями. Конечно, без сложностей тоже не обошлось. Например, оказалось, что легче найти костюмы и предметы какой-нибудь более ранней эпохи, вроде XVIII или XIX веков или Второй мировой, но с 70-ми вышла какая-то реквизитно-натурная яма.

Костюмы и обувь пришлось шить самостоятельно по некоторым чудом сохранившимся оригиналам, технику и предметы интерьера собирали по всей стране, а с натурой пришлось всерьёз заморочиться. Как верно отметил режиссёр, в России сложно найти не обезображенные новыми эпохами архитектурные объекты. Почему-то каждый новый градоначальник считает своим долгом «улучшить» вид зданий, а в итоге получается безвкусная и неудобоваримая эклектика. Нужный райончик отыскали-таки в Астрахани.

С главными героями тоже вышло любопытно. Центральную женскую партию Давлетьяров доверил уже знакомой по «Стальной бабочке» Дарье Мельниковой, а вот на роль её партнёра долго никого не удавалось подобрать. По чистой случайности кастинг-директор предложила попробоваться студенту Всероссийской академии внешней торговли. Юрий Дейнекин, далёкий от актёрского мира, чуть было не принял странное сообщение «ВКонтакте» за спам, но всё-таки пришёл на встречу. И получил роль. Теперь он твёрдо намерен сменить профессию.

Даже название для картины родилось не сразу. Рабочая версия, «Однажды», закрепилась надолго, но съёмочная группа искала что-нибудь получше. Режиссёр даже объявил приз за удачный вариант— ящик коньяка. В конце концов прокатчики взяли дело в свои руки.

Только реальность, только хардкор

Путешествие в 70-е кажется каким-то неожиданным приключением в наши «блокбастерные» 10-е. Мы гораздо лучше знакомы с той эпохой по западным картинам— вспомним нашумевшую «Аферу по-американски» Дэвида О. Расселла. Специфическая мода, широченный клеш, экстремальное мини, высокие начёсы, шейк и рок-н-ролл... Ребятам из советской глубинки тоже хотелось следовать мировой моде, правда добиваться желанных результатов приходилось «кустарными» методами. Выходило весьма своеобразно, но ооочень колоритно. Эту яркую и необычную действительность и попытался показать нам Ренат Давлетьяров.

Сам режиссёр полагает, что фильм его придётся по вкусу современной молодёжи, ведь главные герои— мальчишки и девчонки из далёкого 1972-го года. Интернета ещё не существует, даже телевизор стоит не в каждом доме. Никаких танчиков онлайн, никакого «Инстаграма», никаких лайков под аватаркой симпатичной одноклассницы, даже безопасно пособачиться в комментариях нельзя. Фигли, это вам не эпоха сетевых анонимусов и хабов. Только реальность, только хардкор.

Добро пожаловать в 70-е

В центре сюжета— трое закадычных друзей: Лёша (Юрий Дейнекин), Дёма (Никита Калин) и Кисель (Александр Мельников). Мирок их тихого захолустного городка поделен на 2района: Крипичный и Железнодорожный, а вражда между их обитателями, истоки которой затерялись в глубине прошедших лет,— эдакая основа местного уклада. Мир между группировками возможен только на танцплощадке... Или когда на разборки с городскими стилягами приезжают поселковые.

Старший брат Лёши прослыл настоящей легендой— встречался с девчонкой из другого района, буквально взял с боем. Но, увы, летом он погиб, катаясь на мотоцикле. Танька (Дарья Мельникова) снова стала гулять со своей «шоблой». Парнишка, не желая признаваться себе, что давно влюблён в девушку брата, считает своим долгом вернуть её на «путь истинный». Лёшка решается на отчаянный шаг — идёт в одиночку к дому Тани...

От комедии до драмы

Фильм «Пацаны» гораздо шире простой истории подростковой любви. Его нельзя назвать «чистой» комедийной мелодрамой. Главный толчок событиям даёт трагическая гибель старшего Колядко. Смотреть, как разворачивается эпическая картина уже совершенно чуждой нам реальности, со всеми деталями быта, взаимоотношений, нравов, досуга, увлекательно. В небольшом унылом (на наш-то современный взгляд) городке кипит настоящая жизнь, которой многие из нас никогда не знали.

Особое очарование фильму придают меткие детали. Например, взаимоотношения Лёши со старшей сестрой и её женихом, которые в отсутствие родителей занимаются воспитанием балбеса,— целая «поэма». Антонина (Алена Каримская) строит свои манипуляции на извечном «родителямрасскажу!», а хитрый Лёшка, в свою очередь, обещает нажаловаться отцу на влюблённых, которые проводят вместе, на взгляд пуританской общественности, слишком много времени... Баланс «сил» вечно меняется: то парень отхватывает ремня, то получает рубль на танцы.

Советское образование показано тоже во всей красе: школьницы режут юбки, преподаватели блюдут нравственность, а классическая строгая «класснуха» пытается строить обнаглевшую молодёжь, иногда откровенно перегибая палку. Шкодливые пацаны курят на переменках, изобретают сложные конструкции из зеркал для рассматривания трусиков одноклассниц и, конечно, крутят первые романы. На уровне: давай гулять— сама дура.

Множество мелких деталей складывается в объемную и подробную картину жизни ушедшей эпохи: эпические побоища шпаны, прогулки и песни под гитару, танцы с захудалым ВИА на сцене, вечный стёб Киселя из-за его религиозной семьи, дерзкое похищение «государственных» арбузов, морализаторские проповеди доброго милиционера Дяди Миши (Сергей Гармаш) и живописный (в прямом смысле этого слова) зек Третьяков (Андрей Мерзликин)...

Любовь без срока давности

Отношения между полами, конечно, одна из ведущих тем фильма. Здесь и трогательная влюблённость Лёши, сопряжённая с риском для здоровья (компания Таньки выглядит не слишком дружелюбно), уморительные попытки достать графические рисунки, тренировка поцелуев на помидорах, экстремальное подглядывание в женской бане и, конечно, заветная танцплощадка.

На целых 100 минут ты буквально пропадаешь в этом странном, чужом, но очень ярком и обаятельном мире. Жизнь этих простых и, на наш-то взгляд, малообразованных парнишек полна удивительными впечатлениями и настоящими приключениями. Однако картину нельзя назвать пасторальным бытописанием с романтическим антуражем. Здесь проскакивают по-настоящему страшные, трагедийные моменты. Но законы молодости таковы, что печаль быстро уходит, стираемая новыми впечатлениями.

Закадровый рассказчик, выросший главный герой, с теплотой и иронией говорит о наивной молодости, о своих подростковых мечтах, ошибках, впечатлениях. Всё-таки главное в этой истории— любовь. Нам думается, что первое увлечение 16-летнего паренька— это блажь. Но он уверенно доказывает, что настоящему чувству время, расстояние и возраст не помеха. Главное, ничего не откладывать на «когда-нибудь».

Самовольный хэппи-энд

Сначала Ренат Давлетьяров сделал «классический» сурово-реалистичный финал, как в предшественнице-«Американке». Но, по правде говоря, не лепился он к светлой и волшебной картине, какой вышла его версия. Режиссёр решил рискнуть и снять хэппи-энд на собственные сбережения. И не прогадал.

Пусть многие назовут картину несвоевременной, выбивающейся из конъюнктурного строя, снятой «от балды»... Сказать по правде, перед показом автора этой статьи тоже терзали некоторые сомнения: что это за чушь? Зачем я это буду смотреть? Зато из зрительного зала большинство выходило в отличном настроении.

Быть может, зрительский интерес подстегнёт любопытный факт: итальянский композитор Никола Пьовани, создатель музыки для фильмов Феллини и Бениньи, буквально влюбился в картину Давлетьярова и с удовольствием написал для неё потрясающий аудиоряд. Получилось не хуже песен «Битлз», на которые у скромной российской съёмочной группы бюджета бы не хватило.

Оценка: 6 из 10

ТРЕЙЛЕР

800" height="450"

• В кино с 21 мая

• Режиссёр— Ренат Давлетьяров

• В главных ролях: Юрий Дейнекин, Дарья Мельникова, Никита Калинин, Александр Мельников, Артур Мухамадияров, Михаил Тройник, Кристина Бабушкина, Аполлинария Муравьёва, Алена Каримская, Анатолий Шульев

© Фото с пресс-конференции в МИА «Россия сегодня»: Анастасия Выговская

По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
Яндекс.Метрика
2006-2024
© MegaObzor