Почему бы не переснять классику? Беспроигрышный вариант, особенно, если ты Disney. Берем «Золушку»(1950), которая входит в список «10 величайших анимационных фильмов всех времен», немного расширяем сюжет... И— вуаля. Встречайте новый фильм на экранах страны с 6 марта!
Чего все ждут от современной экранизации? С одной стороны, узнаваемый сюжет и привычных героев, к которым все уже как-никак прикипели за более чем полувековую историю существования мультфильма. С другой, некоторая «плоскость» и совершенно тое разделение на хорошее и плохое, чёрное и белое лучше оставить в детской сказке.
Новую «Золушку» начали с идилличной предыстории: счастливая семья— маленькая Элла, её белокурая мама и довольный папа— вместе радуются жизни. Однако вскоре девочка остаётся сиротой, а овдовевший отец находит утешение в работе. Через несколько лет Элла превращается в цветущую девушку (в исполнении Лили Джеймс), а родитель, понимая, что выполнил свой долг по воспитанию чада, решает наконец-то заняться собственным счастьем. И вскоре знакомит дочь со своей новой женой и её дочерьми, оптимистично заявляя: «Она будет тебе матушкой, а эти милые девушки— сёстрами». Ага, держи карман шире!
Леди Тремэйн (Кейт Бланшетт), изысканная и интеллигентная красавица в умопомрачительных нарядах— пожалуй, один из лучших персонажей экранизации. Приятно, что она не изображена «сферической стервой в вакууме». Она ожесточилась, пройдя через потери и страдания,— всё-таки двоих мужей похоронила. Притеснения Золушки— лишь попытка дать своим дочерям, которые явно проигрывают сводной сестре по всем статьям, возможность успешно устроиться и выйти замуж. Кроме того, она обладает умом, амбициями, жесткостью и хитростью, которыми нельзя не восхищаться. Как правило, в мультфильмах отрицательным персонажам не хватает глубины и мотивации. Режиссёр-постановщик Кеннет Брана («Гарри Поттер и Тайная комната», «Гамлет») явно решил исправить эту «историческую несправедливость».
Сама Золушка-Элла также несколько «поумнела», по сравнению с мультяшной версией. Какому взрослому понравится вечно поющая терпила, которая молча сносит все притеснения и тупо дожидается чуда, то есть Феи-крёстной, которая, словно deus ex machina, наколдовывает ей счастье? Здесь героиня старается следовать эдакому феминистско-буддийскому завету матери: «Будь сильной и верь в добро». Однако не забывает действовать сама, сводя к минимуму волшебное вмешательство.
Примечательно, что в этой версии Элла знакомится с принцем ещё до бала. Это отличная находка картины, правда. Полюбить разодетую в пух и прах красавицу может каждый, а вот проявить симпатию к чумазой простолюдинке— дорогого стоит. Таким образом и принц (Ричард Мэдден) из безликого положительного персонажа превращается в деятельного смельчака. Ведь только в сказках наследник престола может просто так жениться на понравившейся девушке. В этом фильме будущий король ради личного счастья должен пойти против воли отца (Дерек Джекоби) и интересов государства.
Традиционный полюс абсурда— Анастасия (Холлидей Грейнджер) и Дризелла (Софи МакШера). Удивительно, как легко симпатичных, в сущности, девушек с помощью нарочито-безвкусных нарядов и яркого макияжа превратить в комических антигероинь. Глуповатые, склочные и бездарные хабалки, наверное, больше прочих персонажей напоминают прототипы. Единственное, совершенно не ясно, как вот ЭТО родилось у леди Тремэйн.
Ещё один колоритный персонаж— это, конечно, Фея-крёстная в исполнении Хелены Бонем Картер. Облачённая в белое, похожее на блестящий торт, платье, она не теряет своего немного мрачного безумия и прекрасно отыгрывает свой небольшой, но колоритный отрывок. Одно немного смущает: в этой истории, которая изначально стремится к реализму, волшебница оказывается несколько лишней. Зато сцены превращения тыквы в карету и обратно— при побеге из замка— делают честь художникам и специалистам по компьютерной графике.
Основная канва новой «Золушки» вроде бы остаётся в привычной канве, но при этом решительно избавляется от лишних моментов, вроде повторяющихся балов, сортировки фасоли и постоянных песен-танцев. Исчезают и многие персонажи-животные, лишь мельком появляются мыши и кот Люцифер. Зато на первый план выходят политически интриги, вопрос о морганатическом браке. И, главное, чувства принца и Золушки хоть как-то сюжетно обыгрываются. Но нельзя же «намертво» влюбиться, потанцевав разок с симпатичной незнакомкой.
В общем и целом, новая экранизация хороша: безумно красивый визуальный ряд, вполне продуманные персонажи, нетривиальные сюжетные находки и отличны актёрский состав. Конечно, до совершенно реалистической трактовки Брана не дотянул— немного «чернухи» не хватило— но снял фильм, который понравится и взрослым, и детям. Если хотите традиционную добрую и милую, но не до омерзения и радужных пони в глазах, сказку с «жили долго и счастливо», то смело покупайте билет на «Золушку».
750" height="422"
• В кино с 6 марта
• Режиссёр — Кеннет Брана
• В главных ролях: Лили Джеймс, Кейт Бланшетт, Ричард Мэдден, Хейли Этвелл, Хелена Бонем Картер, Софи МакШера, Стеллан Скарсгард, Холлидей Грейнджер, Нонсо Анози, Дерек Джекоби