Американский тандем

Сегодня в прокат вышел очередной совместный фильм Стивена Спилберга и Тома Хэнкса «Шпионский мост». Мы решили вспомнить предыдущие работы непревзойденных мастеров своего дела и главных патриотов Голливуда.

«Спасти рядового Райана», 1998

Семьдесят миллионов производственного бюджета и основанная на реальных событиях история времен Второй Мировой войны. Наверное, вовсе не случайно дебютным совместным опытом Спилберга и Хэнкса должно было стать столь масштабное и важное для нации кино. Первый тогда уже имел за спиной два Оскара и потихоньку превращался в живого классика. За широкими плечами второго маячили все те же две статуэтки и слава народного артиста. Форрест Гамп и автор "Списка Шиндлера" - кому как не им предстояло создать главный американский фильм о Второй Мировой войне?

В основе сюжета - история спасения рядового Джеймса Райана, трое братьев которого почти одновременно погибли на разных фронтах. Командование решило демобилизовать солдата и отправить его на родину к безутешной матери. Выполнение миссии поручили небольшому взводу под командованием капитана Миллера.

На роль командира отряда Спилберг искал не просто бравого вояку или героя без страха и упрека, а недосягаемый для простого смертного нравственный идеал, помещенный в ранимое человеческое тело. Как раз пару лет назад Роберт Земекис явил миру Форреста Гампа, виртуозно исполненного Томом Хэнксом. Хотел того актер или нет, но эта роль мгновенно превратила его в совесть нации. Это был тот самый случай, когда выбор исполнителя оказался предрешен задолго до начала съемок. Капитан Миллер предсказуемо принес Хэнксу номинацию на Оскар, но награда в итоге досталась Роберто Бениньи («Жизнь прекрасна»).

Любопытно, что в том же 1998 году, после 20-летнего перерыва, в профессию вернулся Терренс Малик. В "Тонкой красной линии" он рисует всё ту же войну, но если Спилберг окрашивает её в патриотические звездно-полосатые тона, то у Малика она приобретает пацифистский кроваво-красный оттенок. Разумеется, духоподъемная лента Спилберга была гораздо теплее встречена зрителями (почти полмиллиарда общих сборов), нежели экзистенциальная драма Малика. Киноакадемики также были благосклоннее к творению народного автора, наградив его за лучшую режиссуру.

«Поймай меня, если сможешь», 2002

Легенда гласит, что когда Том Хэнкс прочитал отрывок из сценария Джеффа Натансона, то сказал своему агенту: “Понятно. Это фильм Лео. А что насчет парня из ФБР, его уже выбрали?” “Нет, пока на ранней стадии”. Тогда Хэнкс снял трубку и набрал номер Спилберга…

Эта история отлично подошла бы для рекламы будущей картины или в качестве байки на творческом вечере, но нам кажется, что в действительности все было гораздо прозаичнее. Хэнкс был идеальным кандидатом на роль, потому Спилберг выбрал именно его. Как известно, фильм позиционировался как авантюрная комедия. Трейлеры рисовали бравурную историю о том, как суровый дядька из ФБР гоняется за преступником-вундеркиндом, но тот раз за разом дурачит спецслужбы, ускользая от них в последний момент.

На деле же картина обернулась в меру смешной трагикомедией, в центре которой – сентиментальные отношения между “сыном” и “отцом”, который направляет талантливого сорванца на путь истинный. Последнее здесь означает перековку гениального преступника в полезного агента ФБР. По большому счету, Спилберг предложил Хэнксу идеализированную фигуру отца и тот принял вызов. Благо он уже примерял это амплуа в «Проклятом пути» и частично в «Спасти рядового Райана».

Несмотря на то, что Спилберг, подобно своему герою, надул зрителей, фильм отлично прошел в прокате, получив высокие оценки критиков. Отчего-то (видно, еще со времен Остапа Бендера у нас сильны плутовские традиции) картина сильно полюбилась отечественным киноманам. На данный момент «Поймай меня, если сможешь» занимает 24 место в топе «Кинопоиска», опережая и «Бриллиантовую руку», и «Джентльменов удачи, и другие куда более выдающиеся фильмы про благородных жуликов.

«Терминал», 2004

Третьей и наименее удачной картиной творческого тандема считается «Терминал». История застрявшего в аэропорту выходца из восточной Европы не сильно тронула американского зрителя. "Терминал" провалился в отечественном прокате, едва окупив бюджет только по итогам международных сборов. Впервые за долгое время Спилберг не угадал настроения зрителей и, как результат, немного сфальшивил.

А ведь потенциально "Терминал" выглядел сильным проектом, который, как это обычно бывает с фильмами Спилберга, собирает в наградный сезон целую охапку призов. В том числе и третью статуэтку для Хэнкса. Ведь если в "Спасти рядового Райана" ему достался устоявшийся архетип, а в «Поймай меня, если сможешь» – не самая значительная роль второго плана, то в «Терминале», казалось, Спилберг приготовил для своего любимца по-настоящему оригинального героя.

Виктор Наворский, доверчивый славный малый, оказался заперт в терминале аэропорта, потому что во время перелета в его родной Кракожии случилась революция. Ни дома, ни семьи, ни документов – в Америке он все равно, что инопланетянин. Сильнейшая драматическая ситуация, конфликт маленького человека и системы – одним словом, роль-вызов! А ведь первая половина «Терминала» являла собой ту крепкую трагикомическую притчу, которую от нее ждали. Однако во второй половине фильм вдруг стремительно терял чувство вкуса и в итоге запоминался как слащавая мелодрама с пошлейшим финалом.

Сложно сказать, что послужило причиной столь продолжительного перерыва – относительная неудача с последним фильмом или большая занятость обоих мастеров – но следующего фильма Спилберга и Хэнкса пришлось ждать одиннадцать лет. Вышедший сегодня «Шпионский мост» рассказывает невымышленную историю времен холодной войны об обмене советского разведчика Абеля на американского летчика Пауэрса. Хэнкс играет благородного адвоката Донована, который, рискуя своей жизнью, этот обмен осуществил. Критики приняли новый фильм Спилберга на ура, особенно отметив гуманистический посыл и поразительную актуальность картины. Шутка ли, Спилберг снял кино о холодной войне в ситуации новой холодной войны. Тем значительнее на этом фоне видится заложенный в фильме призыв не торопиться сжигать все мосты, а пытаться найти компромисс. Иной зритель может возразить: “Спилберг снова учит добру, а Хэнкс в который раз играет хорошего парня. Где-то мы это уже видели…”

Все это чистая правда, первый – великий гуманист, второй – человек мира. Но что поделать, если Спилберг органично сочетает морализаторство с виртуозной режиссурой, а Хэнкс лучше всех в мире играет положительных героев? По продуктивности с этим творческим тандемом может сравниться разве что дуэт Скорсезе-ДиКаприо. Единственное, чего хотелось бы им пожелать, это почаще встречаться. Ждать нового фильма еще одиннадцать лет мы не готовы.

Обновленный Linux-ноутбук Serval WS получил CPU Core i9-1490…
Компания System76 представила обновленные ноутбуки Serval WS под управлением Pop!_OS 22.04 LTS (или Ubunt…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
Яндекс.Метрика
2006-2024
© MegaObzor