Добротный ремейк. Рецензия на фильм "А зори здесь тихие"

Я смотрел оригинальные «Зори…» Ростоцкого очень давно. Помнится, в классе пятом или шестом нас загнали в компьютерный класс, прикатили из темного угла видеодвойку и включили кино. Уже к половине первой части приставленная следить за порядком учительница куда-то испарилась, оставив детей приобщаться к военной классике самостоятельно. Кто вздохнул посвободнее, кто занялся своими делами, а кто-то и вовсе завалился спать.

Пусть мне порой и становилось скучно, фильм я посмотрел полностью. И дело не в порядочности или вышколенности. Что-то зацепило меня в этой скупо рассказанной, но оттого не менее эмоциональной истории про подвиг пятерых девчат и одного старшины. Самое интересное, что к батальным сценам вдруг проснулись все мирно посапывавшие на задних рядах одноклассники. Фильм в итоге досматривали всем классом и, надо полагать, равнодушным не остался никто.

Ремейк Рената Давлетьярова со зрителем обходится гораздо дружелюбнее. Он заманивает его умиротворенными северными пейзажами под музыку в стиле Говарда Шора из «Хоббита», а закадровый голос Сергея Гармаша заботливо вводит в курс дела.

Итак, май 1942 года, прифронтовая зона в Карелии. Пока на западе шла ожесточенная позиционная война, здесь был форменный курорт. Солдат млели от безделья, дебоширили и пили, да утешали несчастных вдов. На очередную просьбу старшины Васкова прислать непьющих и равнодушных к женскому полу бойцов, майор отправляет ему два отделения зенитчиц. Оторопевший и обделенный женским вниманием старшина растеряется, но возьмет себя в руки быстро - одна из девушек замечает в лесу двух немецких диверсантов. Недолго думая, Васков берет пятерых бойцов и отправляется на перехват. Вот только немцев окажется не двое, а с полтора десятка. Шестнадцать вооруженных до зубов эсэсовцев против пяти необстрелянных девчат.

Чтобы не злить ценителей советского кино, авторы картины сразу предупредили, что их «Зори» - не ремейк фильма Ростоцкого, а новая экранизация повести Васильева. На поверку же оказалось, что они сильно лукавили и это хорошо. Ключевые сцены сняты близко к оригинальному фильму, а сценарий написан в полном соответствии с текстом повести. Хронометраж сократили до двух часов – сделать это удалось благодаря возросшему темпу и закадровому тексту, который ловко развязывает запутанные сюжетные узлы.

Там где закадровый текст бессилен, вводят флешбэки. Если у Ростоцкого это пространные сны-зарисовки из жизни героинь, то у Давлетьярова сугубо разъяснительные мизансцены, которые рассказывают, что Четвертак, оказывается, дочь репрессированных, а Бричкина – раскулаченных. Образ здешнего старшины Васкова довольно сильно разнится с Васковым 72-го года. Дело в том, что звезда «Сталинграда» Петр Федоров выглядит гораздо моложе Андрея Мартынова – в оригинальном фильме девушки даже называли его героя “стариком”. И если там мы видели символичный и оттого более трагичный образ “отца”, то здесь Васков больше походит на возможного любовника. Ни о какой любовной линии речи не идет, но режиссер не отказал себе в удовольствии расширить знаменитую банную сцену, а также устроить бонусные топлесс-купания под водопадом.

Пока одни будут молча любоваться красивыми женскими телами, другие в эти тела будут тыкать пальцем и недовольно приговаривать, мол, какие из нынешних гламурных див мужественные солдатки? Надо признать, волне себе достойные. На звездных лицах видишь страх, по обветренным губам читаешь: «Война…»

Единственное (и вновь заведомо проигрышное сравнение с советской нетленкой), за неполные два часа авторы не успели до конца раскрыть персонажей. А ведь недаром все рыдали после фильма Ростоцкого – за три часа изнурительного пути зритель успевал по-настоящему сродниться с героинями.

А вот в чем новые «Зори» превосходят старые, так это в экшен-сценах. Корявые перестрелки и рукопашные бои Ростоцкого не идут ни в какое сравнение с многомиллионными демонстрациями взрыво-пиротехнических достижений современного кино. Впрочем, деньги заметны не только в спецэффектах. Краны и вертолеты выхватывают самые сочные кадры, светофильтры вылизывают получившуюся картинку, а заботливый и порой изобретательный монтаж радует глаз. Для вскормленного на современных блокбастерах зрителя фильм выглядит идеально. Подрастающее поколение будет довольно.

Тот киносеанс военно-патриотического воспитания запал мне в душу. Это тягостное ощущение на сердце я помню до сих пор. Как помню и то, что после прочтения «В списках не значился» мне хотелось рыдать. Как во время чтения «Судьбы человека» по моей тогда еще гладкой щеке несколько раз текла “скупая мужская слеза”. Все великие произведения о войне объединяет одно – они разжалобят любого. При всем старании фильм Давлетьярова не вышибет слезу даже у самого сердобольного зрителя.

Но это вовсе не значит, что «А зори здесь тихие» – плохое кино. Это добротная современная адаптация старого шедевра, после просмотра которого пресловутому подрастающему поколению, возможно, захочется ознакомиться с куда более достойными картинами – например, с недавней «Брестской крепостью» Александра Котта или даже с бессмертной классикой Леонида Быкова. А может быть, я этого совсем не исключаю, кто-нибудь достанет с книжной полки пожелтевший томик Васильева, Шолохова, ну или Твардовского. Вот это и есть настоящий результат. Хотя бы для этого стоит выпускать ремейки. 854" height="510"
По словам продюсера, скоро может быть анонсирован фильм Gear…
По словам продюсера Дилана Кларка, скоро может появиться подробная информация о грядущем фильме Gears of …
Джейсон Момоа может сняться в фильме о Minecraft…
Киноверсия Minecraft начинает набирать обороты в некоторых важных аспектах. Джейсон Момоа ведет переговор…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
2006-2024
© MegaObzor