Как можно оценить фильм, который базируется на прекрасной истории? Конечно, перечислять бесконечное число фактов и несовпадений книги и фильма – это нечто само собой разумеющееся в подобных случаях. Но есть одно «но» – Голодные игры к ним не относятся.
И после второго фильма, вышедшего с броским названием «И вспыхнет пламя», мне стало совершенно ясно, почему трилогия о Китнисс Эвердин так популярна во всем мире. В этих книгах есть все для шедевра мировой литературы: суровое деспотичное государство, яркая обертка игр на выживание на манер олимпийских, но самое важное, социальная, культурная и экономическая аллюзия на мир нынешний. Некрасивые, чересчур броские, вызывающие наряды Капитолия, чем не современная мода, блещущая безумными формами и безликим содержанием?
Что нужно в таком случае для качественной экранизации? Всего лишь красивая картинка, хороший подбор актеров и грамотная режиссура. В первой части первая и вторая составляющая были бесподобны, во второй части добавилась и третья. В итоге мы получили не просто годную «хорошую» экранизацию, а один из лучших фильмов этого года.
Стоит сперва заметить, что половины лестных отзывов не состоялось, не обратись студия к Фрэнсису Лоуренсу. Известный (если не именитый) режиссер поставил на данный момент такие классные фильмы, как Константин, Я – легенда, а также отметился в сериалах Короли и Связь. Все эти проекты получили заслуженную похвалу, за редким исключением.
Лоуренсу удалось самое главное – сохранить идею первоисточника. Режиссер не дал воли сценаристу и не скатился в излюбленный последние годы любовный треугольник между героями, но показал развитие персонажей, их адаптацию к новым условиям. При этом создатели фильма уделили огромное внимание зарождающемуся революционному движению «сойки-пересмешницы». Птица вновь прошла огненным знаком через весь фильм. По ходу действия «И вспыхнет пламя», нас то и дело отбрасывали назад, соединяли незримыми нитями с предыдущей частью, что отличает большинство современных «треугольных» (как я называю) проектов. И все же любовная линия имеет место быть, она важная часть происходящего. Довольны, должны быть все.
Я уже упоминал об этом и повторюсь, в отличие от тех же Сумерек, в Голодных играх 2 идет последовательное развитие персонажей. Они выглядят живыми людьми, а не бесформенными чудаками, не знающими, чем занять открытый рот. Персонажи переживают по-настоящему, выражают эмоции именно так, как выражали бы герои книги. Это импонирует.
И еще я давно не переживал за героев. Все чаще приходится смотреть кино, а не жить историей. Впервые за долгое время мне хотелось помочь Китнисс, Питту и остальным. Мне хотелось спасти Цинну от рук охраны, мне хотелось защитить деда из дистрикта 11. Если такие переживания не являются качеством всего происходящего, то я не знаю, как еще можно оценивать фильмы.
Ко всему прочему стоит заметить и игру актеров. С полученной статуэткой Оскара, Дженнифер Лоуренс стала уверенней, чувствует себя настоящей взрослой актрисой и роль Китнисс ей просто очень нравится. Она передает эмоции героини на сто процентов именно так, как в книге.
У Джоша Хатчерсона экранного времени столько же, сколько и у Лоуренс, но разница актерского мастерства заметна. Ему трудно удаются эмоции, но именно в «И вспыхнет пламя» ему удалось несколько раз растрогать публику. К третьей/четвертой части должен вжиться в персонажа еще лучше.
Вуди Харрельсон, как всегда, неподражаем и больше тут говорить нечего.
Не подкачали и другие представители дистриктов. Новые актеры неплохо смотрелись в своих ролях, не совсем ясна лишь одна сюжетная линия (между Финником и Мэгс).
Даже Ифи в исполнении Элизабет Бэнкс вышла живой, в отличие от первой части, где на нее было скучно смотреть. Но это вновь к вопросу о развитии персонажей.
Создателям удалось передать дух картины, режиссеру удалось показать Голодные игры, одни из самых трудных опасных, яростных и определяющих за 75 лет. После их окончания герои уже не будут такими, как раньше, ведь последняя фраза фильма настолько печальна, насколько и сильна. Китнисс стала символом надежды для многих, даже для таких циников, как сурьезные критики мегаобзора. Только в нашем случае, символом надежды на то, что хорошие фильмы еще не разучились снимать.