Бруно – ведущий австрийского fashion-шоу. К его мнению прислушиваются все модники страны. Но после скандала на неделе pret-a-porte в Милане бедный Бруно попадает в черные списки всех значимых европейских тусовок и показов. Бросив всё, он отправляется покорять США. Бруно хочет стать настоящей звездой, вторым после Шварценеггера австрийцем, которого бы любил каждый американец. Но есть один нюанс: Бруно – гей. Его гомоуальные пристрастия, которых он совсем не стыдится, значительно усложняют достижение поставленной перед собой цели. Выясняется, что добрых и толерантных на вид обывателей начинает трясти при одном виде гея, а неотесанные деревенские мужланы готовы и вовсе разрядить свои ружья в мягкие части тела Бруно, те, что пониже спины…
То, что случается с Бруно в Голливуде, не поддается пересказу. Количество непристойных, но чертовски смешных гэгов, смелых провокаций и антиполиткорректных заявлений в «Бруно» превышает все мыслимые объемы. Для Коэна, кажется, не существует понятий «на грани фола» или «за границей добра и зла», он изначально работает на той территории, изредка совершая маленькую, но победоносную вылазку туда, где правят хороший вкус, приличные манеры, политкорректность, благотворительность и доброта. Коэну – с его стороны – виднее: он яростно и безжалостно высмеивает селебритиз, занимающихся благотворительностью; он показывает, не боясь имен, всю фальшь так называемых «гуманистов»; он выставляет напоказ убогие поведенческие паттерны и стереотипы. Для Коэна нет никаких табу - от него попадает всем: геям и гомофобам, правозащитникам и правительственным структурам, религиозным деятелям и невежественным безбожникам, Поле Абдул, Боно, Крису Мартину и Элтону Джону, израильтянам и палестинцам, террористам и афроамериканцам. Всем – одинаково крепко. От этих пощечин и непрекращающегося смеха в буквальном смысле звенит в ушах, жаль только, что это очищающая сатира классического – раблезианского или свифтовского – толка, весь этот звон прозвучит в почти пустом зале, хотя есть возможность скачать бесплатно фильмы.
«Бруно» – второй сольный выход британского комика Саши Барона Коэна. Путешествие казахского журналиста Бората в штаты несколько лет назад наглядно доказало, что над американцами можно не только добродушно подшучивать, но и иронично насмехаться. Что интересно: это понравилось и самим американцам (только в США фильм окупился семикратно). Не удивительно, что после этого в бой была пущена тяжелая артиллерия: гомоуалист Бруно, одним своим видом, способный вызвать оторопь у любого «нормального» человека. К уже известным целям для сатиры Коэн плюсует и мир американского шоу-бизнеса, точнее – желание миллионов и миллионов там оказаться.
Причина, по которой Коэн все еще ходит на свободе с нормальным лицом и всеми обожаемый, парадоксальным образом совпадает с причиной, по которой «Бруно» то и дело впадает в безыдейную пошлятину. Все-таки «Борат» с его тринадцатью сортирными шутками в минуту наглядно иллюстрировал, что глуп не тот, кто показывает задницу, а тот, кто по этому поводу искренне смеется или искренне возмущается. «Бруно» в свои самые слабые моменты становится таким гимном человеческой адекватности что ли. Вот Коэн в течение двух минут делает воображаемый минет – находящийся рядом человек реагирует максимально адекватно: отворачивает взгляд, нервничает, молчит деликатно. Иногда кажется, что просто передача «Розыгрыш» переехала на канал ТНТ. Какой-то неведомой силой Коэна штормит от предельной наглости до предельного конформизма, прикидывающегося к тому же нонконформизмом – в «Борате» прозвучала первая шутка про 11 сентября, здесь – необязательный реверанс в сторону Барака Обамы. Очень показательно (хотя и безусловно правильно), что после смерти Майкла Джексона из каждой копии в спешке чуть ли не вручную вырезали целый эпизод, где упоминается его имя. Тем не менее, отсутствие целостности не помешало выполнению программы максимум: главные полосы сатирического журнала, даже если они не выделены жирным шрифтом, видны более чем отчетливо – над Великим Американским Мифом, только-только возрождавшимся после сентября 2001-го, посмеялись и зарыли обратно.