Горюя об уходе жены, журналист Боб Уилтон отправляется в Ирак, мечтая раскопать сенсационный материал. В одном из отелей Боб знакомится с Лином Кэсседи, странным усатым мужчиной, утверждающим, что лучшие годы своей жизни он провел в рядах воинов-монахов Армии Новой Земли, экспериментальном подразделении американских вооруженных сил, основанном легендарным Билли Джанго. В результате интриг, зависти и откровенной клеветы Джанго был с позором уволен, а бойцы АНЗ распущены по домам. Но именно сейчас Лин начинает новую секретную миссию, и если Боб готов рискнуть своей жизнью, Кэсседи, так и быть, возьмёт его с собой…
Павшее жертвой национального проката оригинальное название — «Те, кто смотрели на козлов», — конечно, лучше подходит для памфлета о государственном идиотизме, но специально для тех, кто ошибется залом, все расставит на места уже первая сцена. В ней восхитительно усатый генерал разведки (усы вообще играют в фильме важную, чтобы не сказать решающую идеологическую роль) с разбегу пытается пройти через стену своего кабинета — с предсказуемым, но оттого не менее радостным результатом.
Когда стало известно, что сценарист роскошной "Спокойной ночи и удачи" Грант Хеслов снимет с Клуни, Бриджесом, Кевином Спэйси и МакГрегором комедию про экстрасенсов, воюющих в Ираке, казалось, что лучше может быть только если то же самое сделают братья Коэн. Тема, что называется, назрела — одноименная книга британского журналиста Джона Ронсона, по которой поставлен фильм, была документальной, что бы это ни значило. Правда, успех проката фильма в Америке подорвала случившаяся аккурат перед премьерой стрельба на военной базе в Техасе — идти на антивоенную сатиру про Ирак после того, как офицер расстрелял своих сослуживцев, учитывая иорданские корни стрелка, показалось неуместно.
Как-то уж очень бросается в глаза отсутствие в титрах «Спецназа» фамилии Коэн, тем более, что их команда практически в сборе. Глядя, как десяток уважаемых актеров полтора часа в кадре валяет дурака, невольно начинаешь подозревать, что Коэны просто пошутили и подписались именем «Грант Хеслов» (так вполне могли звать коэновского персонажа в любом их фильме), зная, что к их комедиям обычно относятся презрительно, как к делу недостойному каннских лауреатов. Но отличия все-таки есть. Во-первых, к идиотам и сумасбродам Хеслов относится с какой-то трепетной нежностью, можно сказать даже с почтением. Особенно, когда на фоне маячит, чтобы в решающий момент выскочить на передовую, умный расчетливый карьерист – хоть и в единственном числе, но зато Кевин Спейси. Во-вторых, режиссура уж больно незатейлива, сценарий очень смешной, но, в принципе, безыскусный – например, когда герои в очередном безвыходном положении сидят в пустыне, над ними тут же зависает спасительный вертолет. Но от ностальгического кинокапустника никто никогда большего и не требовал.
Традиционный для последнего времени жанр роуд-муви, помноженный на непреходящий идиотизм большинства ситуаций, в который ловко попадает каждый уважающий себя джедай, всё это укладывается авторами в одну совершенно кавайную мозаику, из которой выпадает разве что совершенно сомнамбулический джедай-Макгрегор, который, впрочем, получит шанс реабилитироваться в последней сцене, опосля того, как все квайгоны всё-таки улетят в прекрасное далёко и займутся выполнением фрезерных работ.
«Безумный спецназ» – тот редкий случай, когда вполне удобоваримый результат (особенно для дебюта) не приносит должного удовлетворения лишь потому, что имевшийся в картине потенциал значительно превышал взятую в итоге планку. Вряд ли режиссер переоценил собственные силы. Он сделал всё, что смог. Как выяснилось, на сегодняшний день Грант Хеслов может только это.