Начальник станции Сергей и молодой техник Павел дорабатывают последнюю вахту на труднодоступной полярной станции на побережье Северного Ледовитого океана. Станцию, которая в течение нескольких десятилетий обеспечивала передачу важных метеоданных без единого перерыва, переводят на автоматический режим работы. Последний день совместного пребывания на станции сроком в несколько месяцев – не простое испытание для двух людей разных поколений, взглядов, людей из совершенно разных миров.
История о двух метеорологах, старшем (Пускепалис) и младшем (Добрыгин), о тайне между ними и её роковых последствиях помещена в завораживающие пейзажи Чукотки — и сделана так, что в какой-то момент даже тишина начинает прямо звенеть от напряжения. Причем Попогребский, прямым текстом говорящий, что он вдохновлялся в том числе и творчеством Хичкока, работает с напряжением на редкость честно. Здесь нет ни подсказывающей музыки (только время от времени за кадром что-то позвякивает и гудит), ни размечающих действие звуковых эффектов — просто в определенные моменты ты сам собой вцепляешься в кресло от того, куда смотрит камера и как аранжирована последовательность кадров.
Предупредить зрителей нужно только об одном. После просмотра трейлера может показаться, что новый отечественный фильм – это триллер наподобие "Сияния" Стэнли Кубрика или динамичный, жесткий боевик. Но на самом деле "Как я провел этим летом" – приключенческая картина о Севере, напоминающая рассказы Джека Лондона о золотоискателях и "Двух капитанов" Вениамина Каверина. Так что леденящих кровь ужасов или захватывающего экшна ждать не стоит. Зато новую отечественную ленту непременно должны увидеть все, кто соскучился по историям о сильных людях, противостоящих суровой природе и собственным недостаткам.
Полфильма проходит в торжественном молчании: один герой неразговорчив, другому ничего не остается, а третий, как написали бы советские киноведы, персонаж «Лета» — открыточные, хотя и не слишком приветливые, чукотские пейзажи, за которые оператор Костомаров получил в Берлине «Медведя». Характерно, что конфликт в картине тоже происходит не из-за слов, а из-за их отсутствия, из-за молчания. В таких условиях на актеров ложится двойная нагрузка, и дебютант Добрыгин справляется с ней как минимум не хуже своего партнера. Дополнительные проблемы встают и перед сценаристом (сам Попогребский) — и здесь успех не столь очевиден.
И вот эта возможность смотреть на вещи и так, и эдак — едва ли не самая сильная сторона «Как я провёл этим летом». В принципе, любая история, в которой действуют только два персонажа, отрезанные от всего мира — в первую очередь абстракция, история о столкновении не столько людей, сколько идей. Столкновение моделей взаимоотношения с природой, мировоззрений, поколений, времён, наконец — всё это можно легко разглядеть в лаконичном конфликте этого фильма. И такое богатство трактовок — это уже точно не уровень сочинения на тему «Как я провёл этим летом». Это уже, скорее, роман.
Новую отечественную ленту ни в коем случае не должны пропустить любители прекрасной режиссуры, потрясающей актерской игры и великолепной операторской работы. "Как я провел этим летом" обязательно должны посмотреть и поклонники приключенческих книг и фильмов о противостоянии человека и дикой природы. Единственные зрители, которых картина может разочаровать, – те, кто ожидал увидеть динамичный маньячный триллер; все-таки эта история повествует совсем о другом.