Вавилон
Любопытно, что «Вавилон» всего третья полнометражная работа Иньярриту и режиссер не стал изобретать велосипед, выбирая манеру повествования и общую стилистику фильма. Как и предыдущие две его картины – «Сука-любовь» и «21 грамм», – «Вавилон» представляет собой нелинейное повествование, состоящее из нескольких практически не связанных между собой линий.
Первая линия рассказывает о паре американцев, прилетевших в Африку в надежде отрешиться от свалившегося на их семью несчастья. Они, как Иисус, пытаются обрести себя в марокканской пустыне, но из-за нелепой случайности их безумная затея рискует обернуться еще большей бедой.
Вторая линия переносит нас в США и повествует о немолодой мексиканке, сидящей с чужими детьми. Родители уехали на несколько дней, а у нее на носу свадьба сына. Она в растерянности: детей не на кого оставить и к сыну не поехать она не может. В конце концов няня берет детей с собой, совершенно не подумав, что у нее нет на это никаких прав.
Третья линия посвящена истории двух африканских мальчишек, решивших опробовать новое отцовское ружье. Им казалось, что с ружьем что-то не так, и они стреляли куда попало. В итоге одна шальная пуля пробила стекло туристического автобуса.
Наконец, четвертая линия рассказывает о японской глухонемой девушке, которая страдает из-за невозможности нормально общаться со сверстниками и страстно жаждет любви.
В предыдущих картинах Иньярриту ближе к концу линии сходились, что не только оправдывало столь сложную структуру, но и обнажало месседж. В «Вавилоне» связь между линиями есть, но она настолько условна, что о схождении их в одной точке не может быть и речи. По крайне мере японская линия просто повисает в воздухе. Как следствие, авторский посыл остается настолько не очевидным, что лишь услужливые разъяснения высоколобых критиков могут пролить на него свет.
Зато трудно не заметить, что все герои Иньярриту совершают маленькие глупости, приводящие к большим проблемам. Эти глупости порой раздражают, что усиливается нарочитой неспешностью повествования. При всей филигранности операторской работы и подчеркнуто мягкой актерской игре осилить эти два с половиной часа не так-то просто.
И прежде всего потому, что чем дальше, тем больше кажется, что «Вавилон» – очередная конъюнктурная поделка, какой было, например, «Столкновение» Пола Хаггиса, очень похожее по структуре и так же осыпанное наградами. Мысль о том, что в современном мире растет отчуждение, устанавливающее между людьми невидимый барьер и мешающее понимать друг друга, – а именно такова основная идея «Вавилона», – очень актуальна, но почему-то нет ни капли уверенности, что авторов фильма это действительно волнует.
Фильм уже получил «Золотой глобус», три приза в Каннах и имеет в загашнике 7 номинаций на «Оскар», из которых пара обязательно отольется золотом.
Автор - freya. Размещено: 08 февраля 2007 20:21.