Итак, нам обещали, что GeForce 8600 GTS сможет потягаться с GeForce 7900 GT или даже GeForce 7950 GT. Сразу отметим, что сегодня мы больше внимания уделим именно GeForce 8600 GTS, так как эти видеокарты первыми поступят в продажу, а GeForce 8600 GT и GeForce 8500 GT будут неспешно наполнять прилавки в срок до первого мая. Как мы уже отмечали, кое-где GeForce 8600 GT уже продаётся, так что приоритет по изучению GeForce 8600 GTS можно ещё объяснить и тем фактом, что это старшая видеокарта на базе чипа G84.
Известно, что видеокарты GeForce 7950 GT и GeForce 7900 GS снимаются с производство, они продолжат своё существование только в виде AGP-версий. Однако, это ещё не обрекает данные графические решения с интерфейсом PCI Express x16 на сиюминутное исчезновение из магазинов. Купить их можно будет ещё несколько месяцев, причём цены должны быть достаточно привлекательными.
Конечно, вы удивитесь, почему отчёт об анонсе "GeForce 8600 GTS и товарищей" мы начали с разговора о видеокартах предыдущего поколения. Однако, имеющие достаточный опыт изучения результатов тестирования GeForce 8600 GTS читатели сразу поймут, в чем тут дело. Не секрет, что GeForce 8600 GTS многих разочаровала ещё на уровне изучения характеристик: мол, в наш век космических скоростей выпускать видеокарту с 128-битной шиной в этом ценовом диапазоне не очень актуально. Да, с точки зрения потребителя это так. А что по этому поводу думает производитель? Ему нужно сделать видеокарту максимально дешёвой и унифицировать по дизайну с предшествующими продуктами. По этой причине GeForce 8600 GTS обрела слегка модернизированный дизайн GeForce 7600 GT с разъёмом дополнительного питания, унаследовав и 128-битную шину.
Впрочем, экономический фактор вмешался не только здесь. Например, изучив рассуждения наших коллег с сайта iXBT.com, можно понять, что GeForce 8600 GTS представляет собой не совсем половину GeForce 8800 GTX, как того могли ожидать многие. Скажем так: унифицированная шейдерная архитектура наложила свой отпечаток на "транзисторный бюджет" чипа G84, а потому G80 при "переделке" в G84 пришлось урезать сильнее, чем того хотелось бы многим пользователям. Например, число потоковых процессоров пришлось сократить до 32 штук - в этом смысле G84 является четвертью G80, а не половиной. Однако, количество блоков растеризации и разрядность шины памяти чипа G84 позволяют сказать, что он представляет собой треть G80. Число модулей адресации текстур на каждом TCP (Texture Code Processor) по сравнению с G80 увеличилось в два раза - с четырёх до восьми. Можно заметить, что в данном случае наблюдается некий шаг назад в прошлое, когда на каждый процессор (4 скалярных процессора эквивалентны одному старому векторному) приходится по 2 TMU. Налицо акцент в сторону текстурных операций.
По количеству транзисторов G84 едва не дотягивает до статуса половинки G80 - чип имеет 289 млн. транзисторов, тогда как у G80 был 681 млн. транзисторов. Для чего нужны этой "четвертинке" 289 млн. транзисторов?
Вряд ли ответ на этот вопрос дадут представители NVIDIA, но мы располагаем следующей гипотезой. Унифицированная шейдерная архитектура подразумевает наличие контрольной и сервисной логики в ядре видеочипа, которая занимает достаточно много места вне зависимости от числа потоковых процессоров. Поэтому даже при урезании числа процессоров в четыре раза пропорционального уменьшения числа транзисторов не происходит. Да, G84 и G86 выпускаются по более тонкому 80 нм техпроцессу, но по сравнению с 90 нм техпроцессом чипа G80 он не даёт существенной экономии площади кристалла, а чипы G84 и G86 должны иметь хороший запас для снижения себестоимости. Очевидно, NVIDIA пришлось "резать" самое нужное, по мере сил стараясь компенсировать потери некоторой оптимизацией архитектуры чипов G84 и G86. Пусть G84 имеет 32 потоковых процессора, но они в некоторых случаях способны работать с такой же эффективностью, как 64 процессора в чипе G80.
Собственно, теперь пришла пора перечислить основные технические характеристики новинок.
Добавим, что все видеокарты GeForce 8600 GTS эталонного дизайна поддерживают HDCP на обеих портах DVI, тогда как для GeForce 8600 GT эта возможность является опцией. Производитель рекомендует использовать для работы с GeForce 8600 GTS блок питания мощностью не ниже 350 Вт, обеспечивающий силу тока 18-20 А по линии +12 В. Видеокарты GeForce 8600 GTS также обладают врождённой поддержкой HDMI, однако сам порт HDMI будет устанавливаться только на видеокартах специальных модификаций.
Как заметили некоторые обозреватели, разница в быстродействии между GeForce 8600 GT и GeForce 8600 GTS не стоит тех 50%, которые представляют собой разницу в цене. Проблема заключается в том, что более простой дизайн, более медленная память и отсутствие разъёма дополнительного питания на эталонной плате GeForce 8600 GT могут стать препятствиями для экономически эффективного разгона. Кстати, многие партнёры NVIDIA предлагают видеокарты GeForce 8600 GT собственного дизайна, оснащённые дополнительным разъёмом питания и альтернативной системой охлаждения.
Видеокарты GeForce 8500 GT основаны на чипе G86, который с точки зрения числа потоковых процессоров можно считать одной восьмой частью G80. Заметим, что видеокарты серий GeForce 8400 и GeForce 8300 появятся только на OEM-рынке, поэтому в рознице GeForce 8500 GT пока будет единственным носителем чипа G86.
Для GeForce 8500 GT тоже предусмотрена опциональная поддержка HDCP, уточнять её наличие нужно для конкретной модели видеокарты. Производители видеокарт будут предлагать варианты GeForce 8500 GT на собственном дизайне, в том числе и с разъёмом MIO для объединения двух видеокарт в режиме SLI или с пассивным радиатором.
Партнёры NVIDIA уже начали активно предлагать видеокарты GeForce 8600 GTS, GeForce 8600 GT и GeForce 8500 GT эталонного дизайна с повышенными частотами, но изучению их характеристик мы посвятим отдельный материал.
По итогам тестов стало ясно, что GeForce 8600 GTS превосходит GeForce 7600 GT в среднем на 30-35%, и даже иногда дотягивает до уровня быстродействия GeForce 7900 GT/GS или Radeon X1950 Pro. Однако, при включении тяжёлых графических режимов "старички" быстро отыгрываются за счёт более широкой 256-битной шины памяти. А ведь следует ещё учитывать, что GeForce 7900 GS не только стоит дешевле GeForce 8600 GTS, но и отменно разгоняется. GeForce 8600 GTS удаётся уверенно противостоять ценовым конкурентам только в простых графических режимах.
Нельзя не отметить, что игры с интенсивным использованием сложных шейдеров хорошо ведут себя при использовании GeForce 8600 GTS, однако доминировать на рынке такие игры только начинают. Если стоит вопрос о покупке видеокарты для игр сегодняшнего дня, то лучше отдать предпочтение GeForce 7900 GS и Radeon X1950 Pro, благо они предлагаются по более справедливым ценам. Если же вам близка идея купить себе немного светлого будущего втридорога уже сейчас - то GeForce 8600 GTS станет хорошим вариантом. Однако, игры с поддержкой DirectX 10 (один из главных козырей новинок от NVIDIA - поддержка этого API) пока не получили распространения, а с выходом решений Radeon HD 2600 и Radeon HD 2400 ценовая политика NVIDIA может стать более гуманной, и тогда настанет более подходящий момент для покупки GeForce 8600 GTS или GeForce 8600 GT. Пока же партнёры NVIDIA обещают начать продажи GeForce 8600 GTS в российской рознице по цене порядка $250. Жители США за эту сумму могут купить GeForce 8800 GTS 320 Мб, которая в полтора раза быстрее, и тоже поддерживает DirectX 10.
Словом, цены на GeForce 8600 GTS и GeForce 8600 GT имеет смысл снизить. Именно тогда очевидные недостатки новинок в глазах покупателей отойдут на второй план, достоинства типа продвинутого видеопроцессора или поддержки HDCP через Dual-Link DVI начнут бросаться в глаза владельцам больших мониторов, а соотношение цены и производительности станет более привлекательным для владельцев относительно небольших мониторов. Пока же уместно вспомнить поговорку про первый блин комом - в данном ценовом сегменте, разумеется.
GeForce 8600 GTS не даёт особого преимущества над предшественниками и сопоставимыми по цене видеокартами других семейств в современных играх, но обладает прогрессивной архитектурой с поддержкой DirectX 10. Возможно, она ещё раскроет весь свой потенциал, но тогда и цены будут другими.