Идея (если верить титрам, она принадлежит Александру Роднянскому) фильма о юношеских годах выдающихся людей XIX века, основанного к тому же на реальных событиях – сама по себе замечательна и любопытна. Вряд ли молодёжная аудитория (а фильм, что очевидно, рассчитан прежде всего на молодёжь) наслышана о Данзасе, Дельвиге или Пущине, но даже троечник-школяр что-то слышал об Александре Горчакове, Вильгельме Кюхельбекере и конечно же Александре Сергеевиче Пушкине. Просветительский запал авторов – учить, развлекая – вызывает лишь одобрение. На фоне отечественной кинопродукции, адресованной зрителям от 16 до 25 лет, «18-14» выглядит чинно и благородно: красочные пейзажи Царского села, одежда, манеры, обязательное «господа!». В тоже время, подобная эксклюзивность заставляет говорить не по форме, а по сути увиденного. Удачный замысел не гарантирует удачного фильма; идея – лишь первотолчок, указывающий вектор движения. Дебютант Пуустумаа выбрал правильный путь, но растерялся, дойдя до первого драматургического перекрёстка.
Камнем преткновения для режиссёра становится детективная линия, которая, видимо, должна была стать цементирующей основой всего повествования, но на деле оказалась необязательной добавкой к истории превращения мальчиков в юношей. Кажется, Пуустумаа до конца так и не решил, что именно он хочет показать зрителям – детектив в стиле Акунина или же комедийные приключения в духе серии ЖЗЛ. Царскосельский душегубец будет разоблачен, но как-то походя, между делом, в «перерыве на обед». Имело ли смысл играть в расследование, когда можно было сосредоточиться на становлении молоденьких Пушкина и Ко? Режиссёр попытался доказать, что имело, но верится в это с трудом.
В декабре 2006-го канал СТС презентовал фильм о современной молодежи «Жара», в декабре 2007-го – исторический детектив на основе реальных событий XIX века. При всех огрехах «18-14» это очевиднейший шаг вперед. Осталось дождаться декабря 2008-го.
Автор - Станислав Никулин