Читая краткое содержание «Монтаны» до премьеры, нельзя было не отметить очевидную вторичность сюжета, что, на самом деле, совсем не пугало, поскольку жанр картины – боевик – давным-давно перестал радовать зрителей новыми идеями или твистами (твист – неожиданный поворот сюжета). Напротив, памятуя о режиссёрском дебюте Александра Атанесяна («24 часа»), можно было рассчитывать на качественную работу со всеми прилагающимися экшену притопами и прихлопами. Оставалось лишь придать заезженной сюжетной «пластинке» правдоподобия, шарма и логичности на уровне поступков/мотивации героев. Казалось, что подобная задача (не сложная и не простая, а единственно возможная, вытекающая из самой идеи) по плечу коллективу профессионалов, собранных под режиссёрским началом Александра Ашотовича. Но то до премьеры… После просмотра совсем не хочется устраивать пляски на бездыханном теле конечного продукта, а хочется понять (по мере сил) по каким причинам и вследствие чего случилась столь беспомощная в художественном плане постановка.
Главным подозреваемым в этом умозрительном расследовании обманутого зрителя становится сценарист, сумевший добиться казалось бы невозможного – низвести и без того проходной сюжет до уровня студенческого капустника, школьного спектакля. Удивительно, но титры картины не дают возможности назвать вещи своими именами, поскольку имя сценариста там просто отсутствует (вместо фамилии демиурга-неудачника значится какая-то закавыченная нелепость). Но даже если так, и главный виновник избежал порицания, куда смотрел режиссёр во время съёмок? Список возникающих к Атанесяну вопросов достаточно велик, но что с того. Ответов в фильме нет, всё остальное – глас вопиющего в пустыне.
В конце 80-х, когда Николай и Виктор, думается, уже шагали по криминально-уголовной дорожке, в СССР большой популярностью пользовались часы Montana. Они были электронными – раз, с мелодиями – два, с гербом США на обороте – три. И хоть всем было ясно, что собирались они слепыми вьетнамцами в подвале по улице Цурюпы, дом 16 – это был предел мечтаний. С «Монтаной» Атанесяна могло быть то же самое, но с премьерой фильм запоздал лет этак на 20…