В 1966 году великий и ужасный Жан-Пьер Мельвиль экранизировал роман Хосе Джованни «Второе дыхание». Фильм сразу же стал хитом, а критики, и без того боготворившие француза после «Стукача» и «Свободного падения», признали картину одним из лучших фильмов года. Сказанные в адрес картины комплиментарности (зрители с редким рвением голосовали за «… дыхание» франком) были вполне заслуженны и объективны. Лента заняла своё место, далеко не последнее, в пантеоне славы film noir. В 2005-м Ален Корно решает вернуться к первоисточнику, роману Джованни, начиная работу над сценарием. При всей успешности мельвилевской экранизации многое осталось за кадром. В эпоху высоких технологий Корно заново визуализирует «… дыхание», очень бережно относясь к оригиналу, и не забывая о варианте знаменитого предшественника.
Сложно сказать применимо ли к картине Корно привычное в таких случаях определение римейк. Но для нас, в отличие от французов, подавляющее большинство которых прекрасно знает и помнит фильм Мельвиля, это, наверное, и не принципиально. Куда интересней сам подход, когда классическая история благородного гангстера обставлена в крикливых красно-зеленых декорациях, одну из ролей исполняет футбольный бог Эрик Кантона, а Моника Беллуччи зачем-то перекрашена в блондинку. Не стоит сомневаться: Корно снимал неонуар, вылизывая картинку до совершенства (иной раз кажется, что перед тобой разукрашенный комикс Фрэнка Миллера), оставляя в полной неприкосновенности лишь сюжет. Явный диссонанс содержания и формы порождает эффект остранения, принять и привыкнуть к которому совсем непросто.
Название картины так и просит незатейливого каламбура про второе дыхание, в котором Мельвиль в 1966-м даже не нуждался, а у Корно в 2007-м, похоже, так и не открылось. Но вывод сей хоть и красив на уровне формулировки, не справедлив по сути. Ален Корно снял достойную собственной фильмографии ленту, где: а) есть, как минимум, одна блистательная актёрская работа (Мишель Блан); б) нет ни одной лишней детали; в) есть внятная и красивая концовка, расставляющая пунктиром все точки над многочисленными i. Забыв на мгновение об оригинале классика film noir, можно признать, что постмодернистский манёвр Корно вполне удался. В данном случае, подобная забывчивость способна подарить 155 минут тихого, почти интимного зрительского удовольствия.