Приключения Индианы Джонса – священная корова американского масскульта, давшая авторам (Спилберг-Лукас) столько молока, сколько многим творческим тандемам не может привидеться даже в самых оптимистичных фантазиях. Речь, естественно, не только о деньгах. Стивен и Джордж создали полноценную поп-икону, со своей биографией, характерными особенностями и прочими элементами добротной киномифологии, радующей поклонников вот уже 27 лет кряду. Трилогия 80-х давно стала классикой жанра. Возвращение героев, подобных профессору Джонсу, автоматически обязывает авторов к нетривиальным шагам и маленьким ноу-хау. В обратном случае, сама идея comeback'a начинает отдавать банальным желанием поживиться на ностальгических чувствах, как минимум, двух поколений киноманов.
Собственно, резонный вопрос – стоило ли ради такого огород городить? – ближе к концу трансформируется в тихое недоумение, ответов уже не требующее. Ахиллесовой пятой четвёртого «Индианы» является кричащий разрыв между содержательным и формальным контекстами. На экране – плохие русские, КГБ, калинка-малинка перед костром и прочие анахронизмы (в 2008-м невероятно смешные) Голливуда 20-25-летней давности, но в то же время – новейшие спецэффекты, «загримировать» которые режиссёр, по всей видимости, даже не пытался. На первый взгляд, Спилберг снимает по старым добрым конспектам, сохранившимся со времен «Последнего крестового похода», но то, что принято называть олдскульностью (в четвертом «Рэмбо» Сталлоне успешно доказал, что снимать в нулевых, как в 80-х вполне возможно) отсутствует в квадриквеле как класс. Разворачивающееся на экране действо напоминает новенький автомобиль, для состаривания которого конструкторы провели по капоту чем-то острым.
Заведомая для приключенческого жанра условность зашкаливает в «Индиане» до отметки «сказка», поверить в которую способны лишь дети до 12-ти и вечный ребёнок Спилберг, в самом начале помещающий Джонса в эпицентр ядерного (!) взрыва, естественно, без каких-либо последствий для героя. Кто бы сомневался, старина Инди выживет и в безвоздушном пространстве, но как быть со здравым смыслом, наличие которого не вредило даже комикс-героям.
Единственным светлым пятном (не считая ряда удачных шуток) в этом кинокапустнике стариков-разбойников является прекрасная во всех смыслах товарищ Ирина Спалько. Если всё затевалось ради неё, то Спилберга и Лукаса можно понять.