«Розыгрыш» снят по мотивам одноименной картины Владимира Меньшова, вышедшей в 1976 году. От трогательного и наивного советского фильма создатели новой киноленты взяли немногое – сюжет о нелегком и, порой, болезненном переходе школьников во взрослую жизнь. Спустя тридцать лет утрачена атмосфера беззаботного детства, нивелируется воспитательная роль учителя, грубее, но правдивее, оценивается значимость денег, да и любовь подростков стала чересчур пошлой – изменилось кино, потому что изменилась жизнь.
Современный «Розыгрыш» сочетает в себе адекватное восприятие окружающей действительности и совершенно карикатурное ее изображение. Кичевый классицизм с четким делением типических героев на хороших и плохих и связанный с этим схематизм образов вызывает недоумение. Сюжетные повороты часто кажутся резкими, развязка разочаровывает зрителей фальшивостью. Режиссер Андрей Кудиненко и члены его команды, претендующие на создание легкого фильма-сказки, не смогли удержать грань между воспитательным началом и морализаторством. В итоге они стали неповоротливыми для жанра entertainment, а цитирование классики (от «Бриллиантовой руки» до «Красотки») порождает сравнения отнюдь не в пользу снятой картины.
В новой, как и в первоначальной, версии фильма большую роль играет музыка. Продюсер Павел Лунгин, сын сценариста советской картины, очень хотел взять на главную роль человека, который сам пишет и исполняет песни. В результате смелого романтика Игоря Глушко сыграл двадцатитрехлетний смоленский парень Иван Алексеев, известный как Noize MC, превосходно читающий хип-хоп. Его песни – самое живое и искреннее, что есть в «Розыгрыше». Жаль, что действительно хорошая музыка сопровождается слабым и иногда даже раздражающим глаз фоном.
Очередная картина обнажила проблему вкуса в новом российском кинематографе. Хотелось бы надеяться, что спустя тридцать лет самая сильная ностальгия по началу третьего тысячелетия не сподвигнет воспитывать детей при помощи такого кино.