После невнятной, путаной и сомнительной во всех смыслах «Девушки из воды» М. Найт Шьямалану требовалась реабилитация, что он, по всей видимости, понимал и сам. Второй провал подряд мог серьёзно подорвать реноме самобытного и в то же время кассового режиссёра. Былые заслуги имеют свойство быстро забываться, если тебя зовут не Спилберг, Лукас или Скорсезе. На помощь пришла модная ныне тема молниеносного Апокалипсиса, когда вчера ещё всё прекрасно, а сегодня мёртвые вдоль дороги с косами стоят. При формальной новизне сюжетной многоходовки для Шьямалана это всё же своя, давно обжитая территория полумистических обертонов.
Образцом для подражания послужила голливудская классика 50-70-х: «Вторжение похитителей тел», «Когда сталкиваются миры» и т.д. Спецэффектов в картине – ноль целых, ноль десятых. Пресловутый саспенс нагнетается исключительно кинематографическими средствами: режиссура, операторская работа, музыка. Словом, средствами, владение которыми Шьямалан уже не раз демонстрировал, и делал это блестяще. Вот и «Явление» по повествовательной колее без ненужных остановок катится. Режиссёр сразу с места в карьер берёт: необъяснимое и страшное случается буквально на первых минутах. А ближе к середине, когда положение дел жирным пунктиром обозначено, Шьямалан начинает козырь за козырем выкладывать, объясняя попутно для чего всё собственно затевалось. Объяснение, надо признать, вполне удовлетворительное и удовлетворяющее. После Брайс Даллас Ховард в бассейне, так и вовсе душу греющее.
Под амнистию индус, конечно, попал, оправдал-таки доверие, не ударил в грязь лицом. Но оптимизма относительно будущих свершений режиссёра всё же нет. «Явление» – скорее перевалочный пункт, работа над ошибками. По системе взаимозачёта М. Найт теперь чист, как слеза. Ну а подтверждение заявленных амбиций отложим до следующей картины.