Снимать полнометражный фильм на основе почившего в обозе истории сериала – дело рисковое. Рисковое даже тогда, когда речь идёт об одном из самых успешных телевизионных проектов 90-х. Впрочем, Крис Картер мог себе это позволить: во-первых, ровно десять лет назад «Борьба за будущее» пришлась по душе фанатам «Материалов», а во-вторых, искус войти в одну реку дважды очень часто перевешивает разного рода сомнения и треволнения. В конце концов, авторам было вполне по силам предложить зрителю нечто новенькое, с умом сыграв на чувстве ностальгии миллионов.
Картер отказался от новомодного приёма перезапуска франшизы. Перед нами вполне реалистичная версия дальнейших судеб героев: живут, горя не знают, но если надо всегда помогут разобраться в сложной ситуации. Проблема тут только в том, что ситуация эта, мягко выражаясь, вполне себе обыденная. В былые годы Малдер со Скалли такие дилеммы в перерывах на обед решали. А тут – сто минут экранного времени, и его надо чем-то занять. Драматургические пустоты заполняют разговоры о вере. Подзаголовок картины, в этом смысле, себя вполне оправдывает, но от этого почему-то не легче, потому как всё остальное: высосанная из пальца полумелодраматическая побасёнка. Засекреченность реального сюжета (официальное превью про НЛО, снежного человека и кровавые следы на снегу оказалось «уткой») сыграла плохую шутку с самим Картером. Доступ к полному варианту был только у него и Фрэнка Спотница, а кто б ещё взглянул, может и подсказал чего стоящего.
Новые «Секретные материалы» как встреча курса или класса долгие годы спустя. Вроде и рад свиданию, а ощущение общего лицемерия и фальши всё равно не покидает. С другой стороны, Картер-то как раз на подобный жест имеет право. Сам породил, сам и убил. Жаль, что убийство это непреднамеренное.