Волею судеб (роль судьбы, как всегда, исполнили отечественные дистрибьюторы) знакомство с картиной Кристофера Нолана для российского зрителя было отсрочено почти на месяц. Как оказалось, подобная нерасторопность сыграла прокатчикам только на руку. Всеобщая истерия (кассовые рекорды вкупе с высочайшим рейтингом на IMDb) по-прежнему сильна и без боя охватывает новые территории и веси. Очевидно (хотя бы по этим «внешним» факторам), что перед нами не просто очередной хит горячего летнего киносезона, а нечто исключительное, стремительно покорившее всех и вся, в одночасье превратившись в эталон и точку отсчёта для массовой культуры. Просмотр фильма все эти приятные предположения подтверждает, и привычные «что?» и «как?» сменяют здесь куда более сложные «за счёт чего?» и «каким образом?».
Уже в «Начале» режиссёр дал ясно понять, что комиксовая эстетика (чем не брезговали Бертон и Шумахер) для него не самоцель. И если в приквеле отказ от привычных приёмов комикс-экранизаций был скорее продекламирован, чем выполнен, то в «Рыцаре» Нолан идёт до конца, добиваясь максимальной реалистичности разворачивающихся на экране событий. Перед нами не сказка с набором шаблонных персонажей и банальными nota bene, а полновесная драма, приукрашенная рядом бодрых экшн-сцен. Прекрасно понимая, что 150-миллионый бюджет требует соответствующей отдачи в бокс-офисе, Нолан, тем не менее, делает ставку на драматургию, глубину персонажей, диалоги, пресловутый внутренний конфликт, показанный в картине так, что после просмотра хочется перечитать Достоевского и подумать о вечном.
Подобный подход – огромная дерзость. Поставив всё на Zero, Нолан решил проверить зрителя на прочность. Оказалось, что завсегдатаи мультиплексов вполне способны воспринять и переварить не самый легкий (чего стоит один хронометраж) для понимания продукт. Оказалось, что думать и наслаждаться визуальными спецэффектами можно одновременно. Оказалось, что развлечение может не только смешить или огорчать, но и подталкивать к мыслительному процессу. Словом, Кристофер Нолан наглядно доказал, что массовый зритель, обвинять в дурновкусии которого давным-давно стало нормой, далеко не так глуп, как кажется многим голливудским бонзам. И только за это (помимо всего прочего) режиссёр заслуживает громких и продолжительных аплодисментов. Он это заслужил. Правда.