Маттье Кассовиц – человек интересной режиссёрской судьбы. В середине 90-х француз наглядно доказал, что способен снимать актуальное кино («Ненависть», «Убийца/Убийцы»), ставящее на повестку дня множество нелицеприятных вопросов, ответы на которые старушка Европа не нашла и поныне. Фестивальная публика могла быть довольна, в рядах арт-кино прибыло. Но сам Кассовиц, по всей видимости, не собирался засиживаться на родине, дебютировав в Голливуде проходным мистическим триллером. Дальнейшее развитие событий предполагало, казалось бы, лишь два варианта: добровольное рабство в жёстких рамках продюсерского кино или возвращение в отчий дом, с возможностью снимать то, что хочешь, а не то, что попросят. Кассовиц выбрал самый тяжёлый, но благородный путь: за внушительные 60 млн. долларов он попытался снять фильм, в котором эффектные перестрелки и погони соседствуют с легко считываемым гуманистическим месседжем, приправленным убедительной картиной всевозможных бедствий, свойственной любой уважающей себя антиутопии.
До конца так и не ясно, на чьей именно территории решил разыграть свою партию режиссёр. Перед нами своеобразный гибрид европейского подхода и заокеанского масштаба. Но расставление точек над i в данном случае не самоцель. Куда важнее, что сочетание этих компонентов пошло на пользу самому фильму. «Вавилон Н.Э.» – чуть больше, чем просто научная фантастика о ближайшем будущем. Для Кассовица это возможность ещё раз озвучить свою позицию по широкому кругу проблем, насущность которых совсем скоро будет очевидна абсолютно для всех.
Единственное, о чём может сожалеть француз, так это о том, что два года назад на заявленную тему успел высказаться Альфонсо Куарон. После «Дитя…» снимать антиутопии – дело рискованное и самоотверженное. Как оказалось, Маттье рисковал не зря.