В одной из школ Парижа начинается очередной учебный год. Преподаватель Франсуа Моран ведет уроки французского и является классным руководителем не самого благополучного класса этого учебного заведения. Его ученики – дети из неблагополучных семей, арабы, китайцы, африканцы, но, как и любые 12-13-летние подростки, они готовы отстаивать свою точку зрения, спорить с учителем, делать то, что хочется, а не то, что нужно. Франсуа далеко не диктатор, и готов обсудить с ребятами любые темы и вопросы. Но проблемы взаимопонимания между разными поколениями рано или поздно дадут о себе знать…
В обладателе «Золотой Пальмовой ветви» последнего Каннского кинофестиваля сложно обнаружить что-то такое, что оправдывало бы вручение самой престижной европейской кинонаграды. Но формальное отсутствие каких-то значимых для современного кино открытий и откровений не отменяет целостности и вкрадчивости режиссёрского высказывания. Лоран Канте снял очень простое, скромное кино об учителе и его учениках. На уровне отдельных элементов (режиссура, актерские работы, драматургия и т.д.), из которых в итоге и рождается полноценная картина, «Класс» – крепкий фестивальный середняк, по праву занимающий своё место под солнцем, но не более того. Тем не менее, во время (и после) просмотра вердикт Жюри во главе с Шоном Пенном кажется всё более логичным, взвешенным и продуманным решением.
Конечно, класс Франсуа Морана – это прежде всего срез современного французского общества, в котором процент «приезжих» уже сейчас приближается к критической отметке. Отношение самого Канте к этой проблеме совсем неочевидно. Режиссёр играет в молчанку, ограничиваясь констатацией факта. И это, пожалуй, самая верная и по-своему мудрая позиция. Канте здесь не яростный трибун и демагог, а «всего лишь» рефлексирующий художник, описывающий то, что видит вокруг. В широком смысле слова, класс Франсуа Морана – это современная Европа, до конца не осознающая всех прелестей глобализации. И в то же время, «Класс» – фильм о взрослении. Взрослении не только учеников, но и их учителя. Франсуа изо всех сил пытается быть достойным педагогом, но далеко не идеален, и имеет право на ошибку.
Псевдодокументальная стилистика ленты навевает воспоминания о собственных школьных годах, когда уроки длились вечно, а перемены пролетали как одно мгновенье. Именно в школе (и в семье) закладывается тот базис, который человек будет проверять на прочность на протяжении всей своей жизни. Эта простенькая, в общем-то, мысль подана Канте с удивительным тактом и пониманием. Во время торжествующего цинизма такой подход заслуживает всяческих похвал и наград, в том числе – Каннского кинофестиваля.