Потеряв во время союзнического авианалета в Египте три пальца, руку и глаз, но не давно назревшую ненависть к фюреру, полковник Клаус фон Штауффенберг (Том Круз) понимает, что войну пора прекращать, для чего надо убить Гитлера. Вернувшись в Берлин и пересиживая очередную бомбардировку под скачущую пластинку с «Полетом Валькирий» Вагнера, полковник разрабатывает план и вскоре находит единомышленников-генералов, которым не в новинку как организовывать заговоры, так и элегантно отмазываться от них: «Представляете, снова заговор против фюрера!» - «Что ж за люди такие!». 20 июля 1944-го года, положив в портфель бомбу, он отправляется в резиденцию Гитлера «Волчье логово».
Поскольку известно, что в плане самоустранения диктатор всецело положился на себя спустя 9 месяцев после описываемых событий, не преступно будет сообщить, что операция провалится, а Штауффенберг и другие заговорщики будут казнены в тот же день. Тот факт, что картина основана на реальных событиях, безусловно, связывает режиссеру Брайану Сингеру руки. Сценарий не подразумевает ни переворачивающего сюжет с ног на голову эффектного финала, украсившего его лучший фильм «Подозрительные лица», ни наделения героя сверхспособностями, водившимися за персонажами картин «Люди Икс» и «Возвращение Супермена».
Выступая на новой для себя территории политического триллера, постановщик придерживается заведенных в жанре правил. То есть две трети экранного времени видные европейские актеры Кеннет Брана, Билл Найи, Теренс Стэмп плюс на пару эпизодов примкнувшая к ним Карис ван Хаутен (звезда «Черной книги», где закат Третьего рейха был подан в более зрелищной эротической проекции) ведут беседы в духе железнодорожной полемики Штирлица и генерала-диссидента: «Служить можно или Германии, или фюреру».
Что, вкупе с высоким штилем нацистской эстетики вроде мозаичной свастики на дне бассейна, нареканий, равно как, однако, и эйфории не вызывает. Иной раз рука, правда, соскальзывает, и Сингер позволяет себе романтическую клюкву отчасти в мушкетерском духе Юнгвальда-Хилькевича, в данном случае скорее бодрящую. Секретный документ, открывающийся фразой «Фюрер Адольф Гитлер умер», диктуется малознакомой машинистке ночью под мостом в свете фонаря, а чехарда с идентичными офицерскими портфелями на предмет поиска того, что с бомбой, носит едва ли учтенный авторами комический оттенок.
Вопреки опасениям, Круз смотрится в профессионально выигрышном образе идущего на смерть увечного красавца пусть не так живописно, как в «Солдатах неудачи», но вполне как влитой. Свои сайентологические воззрения, задолго до премьеры сильно смущавшие немецкого зрителя, актер держит при себе, и искать их отголоски в фразах типа «Для себя я принял решение и хочу помочь сделать это другим» (практикуемый уличными сектантами способ завязать беседу) есть занятие по-своему увлекательное, но не больно-то благодарное.