Райан Гослинг впал в детство. Рецензия на фильм "Как поймать монстра"

Райана Гослинга не поняли. За сложными формулировками искали сложное, хотя он пытался донести простое, но по неопытности не смог.

"Я всегда хотел снять подростковое кино в стиле Джона Хьюза, только жестокое. Мне нравятся его фильмы, нравится «Девушка в розовом», но мне кажется, что если в таком фильме снесут пару голов, он станет только лучше", заявил Гослинг в прошлом году журналу Esquire.

Свою мечту актер осуществил на последних Каннах, привезя туда свою дебютную работу, а на этой неделе выпустил картину в прокат. Там, где четыре года назад актером-Гослингом восхищались, Гослинга-режиссера закидали тухлыми помидорами. "Поверхностный", "бессмысленный", "позёрский", "претенциозный" - лишь самые безобидные эпитеты, которыми критики наградили его режиссерский дебют.

Больше всего пеняли не за невнятный сценарий, а за "бездумное воровство" режиссёрских приемов у самых разных мастеров, включая такие глыбы, как Дэвид Линч и Джим Джармуш. Впрочем, начинается фильм в лучших традициях Терренса Малика: сквозь высокую траву к милому карапузу пробирается низко висящая камера. В следующее мгновение ребенка подхватит на руки любящая мать, и он утонет в её объятьях и поцелуях. Кадры семейной идиллии перемежаются с безысходностью пейзажей заброшенного города.

Малого зовут Френки. У него есть взрослый брат Боунс, а воспитывает их мать-одиночка Билли. Они живут на окраине вымирающего города с поэтичным названием Затерянная река. Когда-то давно окрестности затопили под водохранилище и, по меткому выражению одного из персонажей, на Lost River опустилось проклятие.

Пока соседи делают ноги, Билли ищет денег на оплату ипотеки, а поможет ей в этом инфернальный банкир Дэйв в исполнении Бена Мендельсона. Он предложит работу в местном притоне, где разыгрывают бурлеск-шоу садистского характера. При этом Дэйв недвусмысленно намекает на красоту Билли, а "у него от крутых телок башню сносит".

Где-то поблизости местный отморозок по кличке Булли калечит очередного врага и точит зубы на Боунса, который ворует "его", буллитауновский цветмет. А пока час расплаты не наступил, Боунс водится с симпатичной соседкой Рэт, у которой есть крыса (ну надо же) и глухонемая бабушка, которая целыми днями смотрит свой свадебный фильм. Рэт рассказывает Боунсу, что на строительстве злополучной дамбы погиб ее дед, и что с тех пор бабушка не в себе. Как и весь Ласт Ривер. А снять проклятие можно, достав что-нибудь со дна.

Конечно, Гослинг намеренно помещает героев в изолированный от реальности хаотический мир. Но хаос этот кажущийся. Режиссер-кукловод сталкивает героев так, как ему удобнее и там, где ему нужнее. Но не для того, чтобы развить сюжет и раскрыть персонажей, но чтобы здесь тени вышли пожирнее, а тут визуальный символ заметнее. В режиссерском почерке Гослинга, конечно, чувствуется влияние великих. Вот только у Линча, Ноэ или Джармуша все эти метафизические символы и культурные аллюзии выступают необходимой деталью, что проливает свет на характер героев или мира, в котором те живут.

У Гослинга же по большей части получается калейдоскоп, пестрящий всеми цветами аттракцион, в котором герои Джармуша в неоновых декорациях Гаспара Ноэ выясняют отношения в духе Виндинга Рефна и озадачены духоподъемными вопросами в стиле Терренса Малика. Аттракцион настолько красивый, что хочется покромсать его на гифки, кубы и прочие вайны. Что у Гослинга по-настоящему получилось, так это снять визуально прекрасное кино.

Правда, наполовину – это заслуга виртуозной операторской работы Бенуа Деби («Отвязные каникулы»). Его камера передает эмоции и характер героев лучше, чем любая реплика: замешательство и страх на лице Кристины Хендрикс, загадочность и беспомощность Сиршы Ронан, смелость Йена де Костекера и безжалостную обаятельность Бена Мендельсона. При том, что Гослингу удалось собрать отличных актеров, он не дал им раскрыться. Собственноручно. Написанным своей рукой сценарием. Ей-богу, Райан, неужели нельзя было пригласить профессионала? Подумаешь, назывался бы не модным словом Автор, а просто режиссер. Результат авторского эгоизма предсказуем – сюжету не хватает структуры, а диалогам внятности.

Слабый сценарий и чрезмерное любование формой во вред содержанию – тут я с критиками согласен. А вот чего совсем не разделяю, так это обвинений в пустоте и бессмысленности. Мол, стремился автор снять притчу об экономической эксплуатации слабых сильными мира сего, но даже этого не осилил. Я восхищаюсь высоколобостью коллег! Неужели они и вправду считали, что человек, игравший в фильмах Малика и Виндинг Рёфна, снизойдет до такой пошлости?

“Съем супу. Пообедаю. Я просто хочу пообедать”. Как думаете, кому принадлежит эта фраза, открывающая фильм? Как и большинство дебютантов, Райан делится с нами личным опытом. Кто, как не выросший без отца Гослинг, расскажет о двух братьях, которых воспитывает мать-одиночка? Одинокими здесь показаны дети. Пока одни взрослые навсегда застряли в прошлом, а другие не видят будущего, дети сталкиваются с настоящим злом здесь и сейчас. И как в финале ленты нам игриво намекает режиссер, чтобы поймать монстра, нужно впасть в детство. Эта мысль была бы понятнее, поработай Гослинг больше над сценарием, нежели над очередным эффектным планом красиво горящего дома.

Итак, Райана Гослинга не поняли. За вычурностью синематографии искали критику мироустройства, а когда не нашли, заклеймили позёром и эпигоном. Гослинг же пытался красиво выразить простое, но ему не хватило изящества. Но ведь легкое дыхание присуще не каждому дебютанту. Тем более тому, кто на съемочной площадке не переводит его почем зря. Тому, кто одним взглядом пронзительных голубых глаз способен выразить всю непримиримость человеческой природы. Разве можно такому не дать второй шанс? 854" height="510"

Обновленный Linux-ноутбук Serval WS получил CPU Core i9-1490…
Компания System76 представила обновленные ноутбуки Serval WS под управлением Pop!_OS 22.04 LTS (или Ubunt…
МегаОбзор
ЭЛ № ФС 77 - 68301. Выходные данные СМИ МегаОбзор
Яндекс.Метрика
2006-2024
© MegaObzor