Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, какие фильмы сейчас делают кассу. Во-первых, основной зритель— молодёжь, поэтому главные герои всё чаще — школьники или студенты. Во-вторых, жанры антиутопии и постапокалипсиса с элементами крутого боевика сейчас в тренде (вспомним «Голодные игры», «Дивергета», «Бегущиего в лабиринте», «Посвященного» и иже с ними). В-третьих, особой любовью у потребительниц «кинокорма» пользуются захватывающие романтические истории со всякими сверхъестественными персонажами (вроде «Сумерек» или «Гостьи»). В четвёртых, делаем ставку на франшизу,— чтобы минимум 3части (кто хорошо себя «ведёт», получает возможность разбить финальную серию ещё на пару эпизодов)! «Вишенка» на торте— какой-нибудь молодёжный кумир в главной роли.
Критики ропщут и плюются, но кассовые сборы заставляют конвейер работать быстрее, штампуя однотипные поделки из известных ингредиентов успеха. Однако, каким бы простым ни казался рецепт кинохита, не нужно забывать о чувстве вкуса и меры...
На Землю нападает высокоразвитая инопланетная раса и начинает последовательный и педантичный геноцид: Первая волна— электромагнитный импульс вырубает всё электричество, парализуя нашу избалованную комфортом цивилизацию; Вторая волна— природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, цунами); Третья волна— модифицированный вирус птичьего гриппа; Четвёртая волна— внедрение и «прицельное» уничтожение выживших. Об этих событиях мы узнаём от лица главной героини, старшеклассницы Кэсси (Хлоя Грейс Морец). Потеряв друзей и родных, она пытается спасти хотя бы маленького братишку (Закари Артур). Тем временем коварные захватчики готовят сокрушительную Пятую волну.
В 2013-м фантастический бестселлер Рика Янси The 5thWave(2013) попал, как говорится, «в струю»: автор, чётко ощущая конъюнктуру, написал талантливый трёхтомник. Главное достоинство оригинального текста— внутренние монологи Кэсси и её школьного кумира, старшеклассника Бена Пэриша, от лица которых ведётся повествование. Собственно, эта сосредоточенность на их «внутренней» жизни и стала главной прелестью текста.
Тем не менее, автор прописывает вполне логичную сюжетную канву, сочиняет неглупую стратегию захватчиков, умело закручивает интригу (читатель долго томится догадками, кто же на самом деле иной в человечьей «шкуре»), не забывая добавить экшн и простор для подвигов. Главным «локомотивом» сюжета становится не банальное желание Кэсси выжить, но благородная миссия по спасению маленького брата, что выводит героиню на нужную волну сентиментальности и самоотверженности.
Писатель вполне логично заключил: негоже выпускать молодёжный роман без, собственно, романтической линии. Но..Редкий мужчина способен понять, что творится в голове у влюблённой девушки. Янси явно позаимствовал идею своего любовного треугольника у сведущих коллег (подозреваем, у Стефани Майер и Сьюзен Коллинз).
Адаптировать книгу для сценария взялись аж трое голливудских умельцев: Сюзанна Грант, Акива Голдсман и Джефф Пинкнер. Но вот незадача: количество на качестве не отразилось. Вместо того, чтобы заполнить книжные «пробелы», аккуратно добавить недостающие детали и события, оживить беспомощную романтическую линию, в скрипте безбожно выкосили почти все сильные стороны сюжета, не добавив практически ничего разумного. Впрочем, обо всём по порядку.
Первая часть фильма всё-таки выглядит достойно: нас быстренько вводят в курс дела, показывая живописные сцены всевозможных катастроф и разрушений в стиле нетленного «Послезавтра»(2004), приправленные закадровыми комментариями главной героини. Подходим к точке «здесь и сейчас»: чумазая Кэсси в обтягивающих джинсах и со школьным портфельчиком за спиной отправляется через леса, кишащие инопланетными снайперами, на военную базу в одиночку вызволять маленького Артура. Маразм неотвратимо крепчает.
После того, как в сюжете появляется романтическая линия, хохот в зрительном зале не замолкает вплоть до финальных титров: вот Кэсси наблюдает за купанием своего таинственного спасителя Эвана Уокера (Алекс Роу), показывают его рельефный торс крупным планом... Комментарий из зала: «Джейкоб, как ты изменился!» Трагический постапокалипсис превращается в заправскую комедию.
Если инопланетяне-иные научились беспалевно вселяться в человеческие тела, то вроде как главной интригой сюжета должно стать вычисление чужаков. Любому здравомыслящему зрителю старше 12-тилет хватит и5-тиминут, чтобы определить, кто тут штирлиц. Поэтому наблюдать за «жирафствующими» персонажами становится откровенно скучно. Зато есть над чем посмеяться: американцы свято верят в армию и в симпатичных незнакомцев.
В книге, что самое любопытное, инопланетяне становятся полноправными героями повествования. Оказывается, в их обществе есть противоречия и разногласия, особенно во взглядах на методы колонизации. И именно эта деталька даёт безумному восстанию школьников шанс на успех. Посмотрев фильм, в победу аборигенов НИКОГДА не поверишь.
Главная «фишка» книги, идея с подростками и детьми-солдатами, если пораскинуть мозгами, выглядит почти гениальной: у взрослых особей homosapiens с критическим мышлением всё в порядке, а вот юное поколение можно обучить и обманом заставить истреблять себе подобных. Иным их не жалко, чем больше сдохнет— тем лучше, а вот человека с традиционными морально-этическими установками такие нападающие деморализуют. Но в фильме маленькие солдаты ничего кроме недоумения не вызывают,— явные проблемы с подачей.
Где ещё налажала наша троица сценаристов можно перечислять ещё долго. Режиссёром-постановщиком картины стал вполне перспективный,— судя по первой полнометражной работе «Исчезновение ЭлисКрид»(2009),— новичок Дж. Блэйксон. Однако ему явно не хватило опыта, чтобы поднять бунт или превратить доставшийся ему бред в нечто приличное.
С другой стороны, зачем особенно запариваться, если в главной роли идол молодёжи Хлоя Грейс Морец? Юная, но уже опытная актриса, которая сыграла множество «боевых» персонажей (вспомним хоть Убивашку из боевика «Пипец»), в этот раз много скулила, пугалась, кричала не по делу и невинно хлопала глазками. Автомат, с которым она часто мелькает в трейлере, кажется, висит на шее как отпугивающий амулет. В этой части никаких особенно крутых трюков и подвигов от неё не ждите.
Второй главный персонаж, бывшая звезда старшей школы Бен Пэрриш (Ник Робинсон из «Мира Юрского периода»), тоже выглядит как-то невзрачно, а его героизм больше похож на другой «изм». Его боевая подруга, местный солдат джейн, Рингер (Майка Монро) запоминается гораздо больше: её «вытаскивает» здравый смысл и развитый инстинкт самосохранения. Правда, вечно накрашенные в готическом стиле глаза заставляют иронично усмехаться: война войной, а макияж по расписанию. Маленький братишка Кэсси Артур (Закари Артур)— единственная отдушина. Потому что маленький и няшный.
В злодейском лагере верховодит коварный полковник Вош. Увы, даже мастерство талантливого и опытного Лива Шрайбера не смогло спасти беспощадно искромсанный образ. Если в книге читатель до последнего сомневается, кто он такой, то в фильме всё прозрачно. Главный помощник Воша и спец по промывке мозгов сержант Резник (Мария Белло), выглядит на общем фоне недурственно, но озадачивает своей необъяснимой для инопланетянки страстью к яркой помаде...
Ближе к финалу закрадываются подозрения, что даже съёмочная группа разочаровалась в своём детище. Наверное, финал снимали как-то так:
— Ребят, чот надоело... Давайте всё быстренько взорвём,а? Да и денег в бюджете на спец-эффекты ещё мнооого...
— А кто будет взрывать, как, почему? Как организуем?
— Да пофиг! Взрывчатки побольше положим. Ивсё. А в следующем фильме разберёмся.
Пасторальный хэппи-энд подают как перевалочный пункт перед большой войной (если вторую часть всё-таки станут снимать). Даже тут патетику эпизода убивают местные «боги» диалогов:
— А меня отец назвал в честь мороженого...
— Уверена, тебя он любил больше, чем мороженое!
Гомерический хохот. Занавес. Зато из зала выходишь в прекрасном настроении. Спасибо, ребят, за веселье!
700" height="394"
• В кино с 21 января
• Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения
• Режиссёр — Дж. Блэйксон
• Сценаристы: Сюзанна Грант, Акива Голдсман, Джефф Пинкнер, Рик Янси
•В главных ролях: Хлоя Грейс Морец, Мэттью Зук, Габриела Лопес, Бэйли Энн Бордерс, Ник Дж. Робинсон, Рон Ливингстон, Мэгги Сифф, Закари Артур, Пол Райден, Э. Роджер Митчелл