Режиссер Виктор Гинзбург, в пятнадцать лет уехавший с родителями в США, начал работать над «Generation П» в 2004 году. Фильму, который получился в итоге, невозможно предъявить ни одну из заранее (а время было) заготовленных претензий. Мы носимся с нашими девяностыми как с писаной торбой, но каким-то образом ощущение радостного и опасного хаоса удалось передать режиссеру, который называет себя «американцем в России и русским в Америке».
90-е годы. Москва. Поэт, выпускник литинститута Вавилен Татарский скучно работает продавцом в коммерческом киоске, пока не встречает бывшего одногруппника, который, зная о литературных талантах Татарского, предлагает ему работу в зарождающемся рекламном бизнесе. Татарский успешно сочиняет слоганы, концепции компаний, сценарии рекламных роликов, быстро продвигается вверх по профессиональной лестнице, всё глубже погружается в пучины рекламного бизнеса, а затем политтехнологий, и, в конце концов, становится... живым богом - мужем богини Иштар...
Выбирая между двумя возможными стратегиями – экранизировать роман максимально близко к тексту или же использовать писательский труд лишь в качестве точки отсчета, – Виктор Гинзбург сделал ставку на первое. Многие диалоги перенесены на экран дословно, а лихие рекламные слоганы («Солидный Господь для солидных господ», «Я в весеннем лесу пил березовый Спрайт») зажили новой жизнью при помощи компьютерной графики. Режиссер совсем не скрывает своего уважительного отношения к первоисточнику, стремясь максимально адекватно визуализировать пародийно-философские пассажи Виктора Олеговича. И в этом Гинзбург вполне преуспевает. Фирменный пелевинский юмор абсолютно самодостаточен, главное здесь – деликатный подход и поменьше отсебятины.
Казалось, запущенный в середине прошедшего десятилетия долгострой обречен выглядеть архаично. Однако же нет, это бодрый киноаттракцион с остроумными репликами, цельным видеорядом и не без изобретательных спецэффектов. На протяжении двух часов экранного времени картина несколько раз теряет ритм, но в общем и целом получилось более чем достойно.
В неискренности его упрекнуть трудно, но и сказать, что экранизация удалась на все 100% - тоже нельзя. Очень уж сложная задача - снимать кино по произведениям этого писателя. Тем не менее, как минимум, один положительный итог из фильма я для себя вынес - Пелевина захотелось перечитать.