Джордж Миллер решил рискнуть и возродить свою легендарную франшизу. Сколько лет прошло, а мир безумного постапокалиптического будущего всё не отпускал режиссёра. В картине «Безумный Макс: Дорога ярости», пожалуй, идеально сочетаются новые технологии и старая закалка.
Австралийская лента «Безумный Макс»(1979) стала настоящим феноменом: принесла громкую славу режиссёру и исполнителю главной роли Мэлу Гибсону (который вообще попал на кастинг случайно), выдала невиданную прибыль при минимальных затратах и, главное, создала потрясающе живой и сочный мир, которым восхищается уже не одно поколение. Вторая часть франшизы— «Воин дороги»— оказалась даже лучше предшественницы. На третьей всё закономерно заглохло. Тем не менее, надолгие 30лет этот мир оставался неприкосновенной классикой...
В начале нулевых Миллер заявил о готовности рассказать новую историю о своём любимом герое. Она родилась из визуального повествования: режиссёр обратился за помощью к автору комиксов, художнику и аниматору Брендану МакКарти. Вместе они создали новую концепцию и, в конечном итоге, написали сценарий.
Производство затянулось на полтора десятка лет, однако результат стоил мытарств. «Дорога ярости»— тот редкий фильм, который поражает ещё на стадии трейлера, а уж целиком— совершенно «сносит крышу». Джордж Миллер, режиссёр старой школы, сделал ставку на реальные съёмки и трюки, отказавшись от «зелёного фона». Около тысячи членов съёмочной группы втечение 120-тидней бороздили пустыню Намибии. Поверьте, это чувствуется: нарисованная картинка не способна создать такой драйв!
Лента захватывает с первых кадров: наконец-то мы в полной мере можем прочувствовать, каким видел мир Безумного Макса его создатель. Спустя 45лет после конца света человечество, потрёпанное всевозможными катаклизмами, голодом, радиацией и дефицитом вообще всего ведёт отчаянную борьбу за ресурсы и выживание. Выжженная солнцем пустошь навевает ощущение ужаса, безысходности... и благоговейного преклонения перед безжалостной красотой. Это сумасшедший микс панка, крайностей, эстетики ужасного поражает воображение.
Самый волнительный момент— знакомство с новым Максом Рокатански в исполнении Тома Харди(«Начало», «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Воин»)— проходит довольно-таки гладко. Что греха таить, он похож на предшественника внешне, куртка та же... Вот только безумие его другое, злое, «современное». Новые технологии способны показать жутковатые видения героя в совершенно ином ключе, сделав его помешательство пугающе реалистичным. Стоит отметить, что фильм рассчитан на тех, кто знаком со старой франшизой. (Если не видели— хоть погуглите, в чём сыр-бор.) Чем занимается герой, который потерял всё? Выживает, ищет искупления и попутно вершит справедливость.
Макс, отчаянный одиночка, не стремится прибиться к какой-нибудь человеческой стае, справедливо полагая, что доверять можно только себе. Однако его ловят бойцы из Цитадели, поселения, где правит Несмертный Джо(Хью Кияс-Бёрн). Пленника используют в качестве донора здоровой «высокоактановой» крови для страдающих от всевозможных болячек (радиация всё-таки) бойцов: теперь Макс не человек, а просто расходный материал— «туша» с трубкой в вене, закованная в железный намордник.
Чтобы спастись, Рокатански приходится поступиться принципами и объединиться с воительницей Фьюриосой(Шарлиз Терон) против властителя Цитадели. Им обоим нужно очутиться подальше от Несмертного, потому— по пути. Свободолюбивая военачальница бежит от тирана на его лучшей боевой фуре, прихватив его бесценных жён. Дряхлеющий самодур отчаянно стремится заиметь здорового наследника, потому дорожит своими «племенными кобылицами» (но, как известно, золотая клетка редко радует своих обитателей).
Взбешённый Джо пускается в погоню за мятежницей и непокорными девушками. Выезд эдакого «живого бога»— настоящий боевой карнавал в стиле панк, по размаху с которым могла бы сравниться разве что делегация Клеопатры из одноимённой картины 1963-гогода: фантастические тачки всех мастей и размеров, причудливо переделанные из классических моделей, бойцы на шестах, смертоносное вооружение, фаер-шоу и даже гитарист на гигантской установке... Воевать— так на широкую ногу.
Одна «Дорога ярости» выдаёт драйва и скорости столько, что даже все семь «Форсажей» скромно мнутся в сторонке: весь фильм— безумная гонка через пустыню, где каждый встречный— враг. Взрывы, головокружительные трюки, постоянное напряжение, несущаяся по пятам опасность. Действо захватывает настолько, что поначалу даже не задумываешься, какова логика происходящего. Куда направляется мятежница и на что она рассчитывает? Стоит ли бросать в погоню за отбившимся от рук гаремом такую ораву, которая истратит уйму дефицитного топлива? Постепенно всё проясняется, однако совершенно безбашенным происходящее казаться по-прежнему не перестаёт.
Веяние современности таково, что теперь в центре повествования Макс наравне с женским персонажем, героиней Шарлиз Терон. Фьюриоса— настоящая женщина-феномен, особенно если поразмыслить, чего ей стоило занять место лучшего водителя Цитадели и пользоваться безоговорочным авторитетом огромной толпы полудиких мужиков. Единственное, что смущает— не совсем понятная мотивация героини. Зачем идти против системы, которая вознесла тебя на вершину? На фоне воительницы длинноногие девочки из гарема, обмотанные в белые тряпки, как-то блекнут. Более-менее отличать одну от другой приноравливаешься ближе к финалу.
Приятно, что посреди тотальной жести нашлось место трогательной линии неудачливого камикадзе Накса(Николас Холт) и рыжеволосой беглянки. Хоть где-то промелькнул намёк на романтику, а заодно именно он помогает лучше понять устройство местного общества.
В общем и целом, новый «Безумный Макс» почти безупречен. Визуальный ряд тянет на все11 из10-ти. Чего стоит одна только песчаная буря или сцена под ночным небом Намибии! Мир постапокалиптического будущего прорисован настолько тщательно, ярко, живо и скрупулёзно, что, несмотря на некоторую карнавальность происходящего, придуманная реальность уверенно «стоит на ногах».
Харди-Макс, как уже было сказано, неплох, но Фьюриоса уверенно «тянет одеяло» на себя, красуясь в нескольких чуть ли не математически выверенных драматических сценах. Да, этот персонаж определённо может рассчитывать на место в сиквеле. Николасу Холту (Накс) достаётся приз зрительских симпатий. Роузи Хантингтон-Уайтли (Прелесть) в который раз украшает кадр своей неземной внешностью, доказывая, что беременная девушка не всегда похожа на неуклюжую гусыню.
Хью Кияс-Бёрн (Несмертный Джо) и его армия злодеев-уродцев — достойны отдельных восторгов. Их образы настолько выразительны и символичны, что окончательно позволяют убедиться: перед нами не просто фантастический боевик, а самая настоящая сказка-притча.
Единственный минус, наверное, в том, что «процесс» гораздо мощнее финала. Концовка не то чтобы предсказуема, но не вызывает бурного восторга и оставляет множество каких-то бытовых вопросов и занудных «непоняток», на которые, при желании, можно закрыть глаза.
Однозначно: смотрите и не пожалеете. «Безумный Макс» даст фору даже раскрученным «Мстителям». Да здравствует старая школа!
600" height="338"
• В кино с 4 мая
• Режиссёр— Джордж Миллер
• В главных ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Роузи Хантингтон-Уайтли, Зои Кравиц, Райли Кио, Нэйтан Джонс, Хью Кияс-Бёрн, Меган Гэйл, Эбби Ли