«Большие глаза», новинка от культового режиссёра Тима Бёртона,— одна из немногих картин, где действие происходит в реальном, а не выдуманном мире. Что именно произошло с художницей Маргарет Кин можно прочитать в той же «Википедии», так что многие любопытные да и просто эрудированные зрители вряд ли пойдут в кино за неожиданным финалом. В видении Бёртона набор биографических фактов преображается в сочную, красочную, глубокую и весьма неоднозначную историю, над которой стоит поразмышлять и после сеанса.
Безусловно, даже в документальный материал именитый постановщик невольно привнёс своё фирменное видение, сделав реальный мир немного «игрушечным». Но таков уж авторский стиль: например, первые кадры— выползающие из станка плакаты— напоминают вступление к картине «Чарли и шоколадная фабрика»(2005), а вид американского пригорода с небольшими, будто кукольными домиками, откуда в спешке ретируется Маргарет, отчаянно смахивают на места обитания ЭдвардаРуки-ножницы.
А впрочем... Благополучные послевоенные50-е и пришедшие им на смену бунтарские60-е стали одним из самых ярких, насыщенных и бурных периодов в истории США, которые сейчас нам и кажутся какой-то сказкой. Свободолюбивые хиппи быстро пришли на смену вышколенным домохозяйкам, утянутым в аккуратные платья в стиле диоровского нью-лука.
Общество стремительно менялось. А с ним и художница Маргарет Кин (Эми Адамс), которая, минуточку, фактически основала поп-арт. Её большеглазые дети стали настоящей сенсацией: копии, репродукции и плакаты с этими необычными рисунками висели чуть ли не в каждой гостиной от Парижа до Аляски! Однако заслуженная слава и элементарное право называть картины своими эта поразительная женщина получила гораздо позже...
Впервые мы встречаем Маргарет, типичную кроткую домохозяйку, затравленную мужем, во время её первого решительного бунта против системы: прихватив дочку (Делани Рэй/Мадлен Артур), она, пусть и сомневаясь в успехе отчаянного предприятия, рванула в сверкающий огнями и перспективами мегаполис.
В те времена считалось, что женщина без мужчины неполноценна. Попав в Сан-Франциско, Маргарет вдохнула воздух свободы и, подбадриваемая проповедями эмансипированной бойкой подруги Ди(Кристен Риттер), устроилась на работу и начала потихоньку приходить в себя. Однако полностью избавиться от старых предрассудков ей не удалось.
Бойкий художник-любитель Уолтер Кин (Кристоф Вальц) обратил внимание на талантливую и симпатичную Маргарет. Обладая обаянием и даром убеждения, он быстро расписал разведёнке с ребёнком прелести жизни с мужчиной. Уолтер и Маргарет скоропостижно поженились, образовав одну из самых значимых и скандальных пар, которые вместе перевернули представления об искусстве.
Почти случайно, из лучших побуждений, ради выгодной сделки Уолтер присвоил себе авторство над работами жены... И вдруг деньги потекли рекой! Маргарет не умела самостоятельно пробиваться, да и картины мужчины вызывали больше доверия, поэтому она согласилась на обман— ради общего, семейного блага.
Если сначала всё выглядело как удачная и прибыльная афера, то вскоре жизнь с мужем стала напоминать Маргарет мучительную каторгу. Согласившись скрывать правду от всего мира, она своими же руками заточила себя в тёмную мастерскую, где сутками, словно конвейер, рисовала популярные картинки— уже по приказу мужа, который, как это часто бывает, потерял чувство меры и банально оборзел.
«Большие глаза»— фильм многогранный. Несмотря на некоторую лубочность и явную карикатурность образа Уолтера (апогеем стала финальная сцена в суде), мы имеем множество деталей, которые приводят к весьма неоднозначным выводам. Тут и история угнетённой женщины, которую долгое время сдерживали рамки «мужского» мира, и печальная исповедь матери, которой пришлось унижаться ради блага дочери, искреннего человека, который вынужден врать своим близким и всему миру, и, в конце концов, тхудожника, у которого методично отбирали созданные с душой детища.
И это не всё. Бёртон умудряется без стеснения поразмышлять над болезненными вопросами, которые волнуют любого представителя творческой профессии, — и сам режиссёр не исключение (вспомним «некрасивый» случай с аниматором Генри Селиком, которого Бёртон сам же лишил права называться режиссёром культового «Кошмара перед Рождеством»)... Когда произведение искусства превращается в штамповку? Как желание извлечь выгоду убивает истинный талант? Как художник превращается в безликий автомат, производящий деньги?
Гениальный Продавец (именно с большой буквы) Уолтер создал феномен Кина, породил поп-арт, но, в то же время, долгие годы измывался над Маргарет и подавлял её. Его нереализованные амбиции, мечта рисовать (при полном отсутствии способностей), породили в нём зависть к жене, неистовое, сумасшедшее и разрушительное, в конечном итоге, желание быть тем, кем он не является. Увы, успешное семейное предприятие постепенно превратилось в эксплуатацию женщины, приправленную моральным и физическим насилием.
Но после всего увиденного всё-таки нельзя однозначно сказать, кто тут прав, кто виноват. Милый, добрый, щедрый и предприимчивый Уолтер превращается в монстра. Но не при молчаливом ли согласии жены это происходит? Маргарет, конечно, вряд ли сама бы добилась подобной популярности. Во многом именно старания мужа позволили ей после развода безбедно жить на Гавайях и заниматься любимым делом. Конечно, хочется тут порассуждать, можно ли было изначально выстроить сотрудничество так, чтобы и волки оказались сыты, и овцы целы. Наверняка. Но что произошло— то произошло.
Посему, дорогой зритель, предлагаем тебе самостоятельно сходить в кинотеатр и сделать собственные выводы. Благо, за рамками этого обзора осталась ещё масса интересных деталей. «Большие глаза», типично бёртоновское творение, балансирует на грани между волшебной сказкой и жестокой реальностью, правдой и наваждением, поучительной притчей и откровенным фарсом. Кто-то может кричать, что, мол, Тим себя исчерпал, всё это мы уже видели... А кто-то, быть может, найдёт небывалую глубину в незамысловатом бойопике. И, кроме всего прочего, здесь нас ждёт удивительный прецедент: Свидетели Иеговы, ставшие уже чуть ли не юмористическими фольклорными персонажами, реально кому-то помогли!
P.S. Настоящая Маргарет Кин осталась полностью довольна игрой Адамс и даже сама снялась в небольшом эпизоде. Приглядитесь и обязательно увидите аккуратную седую старушку на лавочке с книгой в сцене у Дворца искусств в Сан-Франциско.
750" height="422"
• В кино с 15 января
• Режиссёр— Тим Бёртон
• В главных ролях: Эми Адамс, Кристоф Вальц, Кристен Риттер, Джейсон Шварцман, Дэнни Хьюстон, Теренс Стэмп, Джон Полито, Элизабетта Фантоне, Джеймс Саито, Гуидо Фурлани