Это совершенно точно один из лучших фильмов ушедшего года, который выходит в России в начале этого. Ведущие мировые критики уже успели хорошенько похвалить «Бёрдмена», а у нас конструктивных возражений, собственно, нет. Поэтому просто немного расскажем, почему идти на новинку обязательно стоит.
Новая картина Иньярриту («Сука-любовь», «21грамм», «Бьютифул»), ироничная «от» и «до», рассказывает историю бурного и весьма творческого помешательства актёра Риггана Томпсона (Майкл Китон). Стареющая звезда, некогда прославившаяся благодаря роли культового супергероя Бёрдмена, хочет вернуть былую популярность, статус и спастись от финансового краха. (Как, однако, забавно узнавать бэтменский подбородок Китона в весьма похожем на латы Чёрного рыцаря костюме человека-птицы!)
Ригган, окрылённый надеждой, ставит буквально всё на бродвейскую постановку «О чем мы говорим, когда говорим о любви» по мотивам рассказов Реймонда Карвера. Но когда до премьеры остаётся всего несколько дней, надежда на успех предприятия начинает улетучиваться: дочка недавно вернулась с реабилитации (Эмма Стоун) и теперь помогает на площадке, попутно решая наболевшие вопросы с папашей, в труппе не хватает второго актёра, исполнители главных ролей бурно выясняют отношения (порой прямо на сцене), а главный театральный критик, великая и ужасная Табита (Линдси Дункан), намерена не глядя завалить спектакль, просто из эстетских предрассудков перед экс-кинозвёздами.
Постоянное нервное напряжение даёт о себе знать: к почти отчаявшемуся Ригану приходит старый «друг»— брутальный супергерой в костюме из перьев. Язвительная и радикально настроенная галлюцинация неустанно следует за актёром, постоянно вставляя свои едкие комментарии и давая «вредные советы». Вопрос о том, чтобы не свихнуться, уже не поднимается. Теперь нужно хотя бы не подавать виду и поставить-таки пьесу.
Стремительный ритм «Бёрдмена» завораживает и погружает зрителя в запутанный, нервный и яркий мир театрального помешательства и умопомрачительных контрастов. Здесь со сверкающего огнями Бродвея можно легко попасть в грязные подсобки и тесные гримёрные, экзальтированные и величественные актёры, сойдя с подмостков, превращаются в обычных замученных рутиной людей, а популярность не всегда равняется финансовой обеспеченности и, более того, может обернуться для Томпсона главным препятствием для завоевания театрального мира.
Пожалуй, это самая веселая, ироничная и стильная картина о сумасшествии. Потрясающие шутки, уникальная операторская работа, необычный музыкальный ряд (с вечными барабанами) и, конечно, колоритные персонажи. Мир, созданный Иньярриту, живёт, дышит, несется вперёд на огромной скорости. Режиссёр не зацикливается исключительно на внутренних переживаниях Риггана, показывая все хитросплетения отношений остальных персонажей.
Как, однако, занимательно заглянуть в повседневную жизнь богемы, которая состоит отнюдь не из оваций, гонораров и вспышек фотокамер. Мы отчётливо понимаем: слава не всегда идёт рука об руку с талантом и/или упорным трудом. Даже гениальную постановку может завалить необоснованный негативный отзыв капризного критика, но, в то же время, спасти самую безнадёжную ситуацию способна глупая случайность.
Суровая реальность тут перемежается с бредовыми фантазиями Риггана, который в своих мечтах умеет летать и владеет прочими супергеройскими способностями. Кто победит: Ригган или его безумие? Или, может, в реальности найдётся место чуду?
750" height="422"
• В кино с 22 января
• Режиссёр— Алехандро Гонсалес Иньярриту
• В главных ролях: Майкл Китон, Зак Галифианакис, Эдвард Нортон, Андреа Райзборо, Эми Райан, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Кенни Чин, Жамаль Гаррисон-Лоу, Джереми Шамос