Произошедшее 15 января 2009 года назовут «Чудом на Гудзоне». В тот день капитан рейса 1549 Чесли Салленбергер совершил аварийную посадку самолета A320 на холодные воды реки Гудзон в Нью-Йорке. При этом никто из находившихся на борту 155-ти человек не пострадал. Но, несмотря на все почести со стороны общественности и СМИ, было начато расследование, которое угрожало профессиональной репутации и многолетней карьере капитана Салли.
Порой, жизнь оказывается куда удивительнее любого вымысла. Клинт Иствуд, легендарный актёр и одарённый режиссёр, проникся этой идеей и принялся за жизнеописания выдающихся американцев: после экранизация мемуаров «морского котика» из Техаса Криса Кайла («Снайпер»), пришла очередь «гражданских».
Фильм, в оригинале скромно названный «Салли», основан на книге самого Салленбергера и Джеффри Заслоу «Highest Duty» («Высочайший долг»), которая показывает скрытую от глаз широкой общественности часть истории. Кроме того, сам Чесли стал главным консультантом съёмочной группы и открыл некоторые новые подробности для сценариста Тодда Комарники. Главную роль исполнил лауреат премии «Оскар» Том Хэнкс, а вторым пилотом Джеффом Скайлзом стал Аарон Экхарт.
Назвать «Чудо на Гудзоне» в полной мере фильмом-катастрофой или драмой язык не поворачивается: всё-таки самолёт, как много раз подчёркивал капитан, не упал в Гудзон, а совершил посадку НА воду. В январе 2009-го пресса превозносила капитана рейса 1549: Салли — национальный герой! — звучало из каждого утюга.
Но сколько бы пресса ни мусолила подробности, для бюрократов из страховой рискованный манёвр — это статья расходов. Люди живы, что, конечно, радует, но реактивный самолёт, плавающий в реке с оторванными двигателями, уже не реанимировать. На Салленбергера и Заслоу наседает Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB): допрашивают днём и ночью, тыкают в лицо всевозможными расчётами и результатами симуляций, — мол, машину можно было посадить аж в двух близлежащих аэропортах!
Главная интрига картины — доказать, что ты не верблюд. Рейс 1549 оказался в беспрецедентной ситуации: потеря обоих двигателей на высоте 850 метров, а внизу — оживлённые кварталы Нью-Йорка. Любая ошибка, и жертв могло оказаться на порядок больше. Благодаря сорокалетнему стажу капитан быстро, чётко и без паники оценил все исходные и выбрал оптимальный вариант. (Даже диспетчер, услышав о том, что борт идёт на Гудзон, сразу всех мысленно похоронил!) Но человек — не машина, так что «я так чувствовал» — не аргумент, особенно когда имеешь дело с бюрократическим аппаратом. Измученный стрессом и ночными кошмарами Салли борется за свою правоту до конца. И решающий фактор тут не возвышенное стремление подтвердить свой героический статус, а отчаянное нежелание остаться без работы в разгар кризиса. Понятное дело, пресса эту «изнанку» подвига видеть не могла.
«Чудо на Гудзоне» — фильм, безусловно, сделанный профессионально и со вкусом. Правда, скучноватый. Заморочить нам голову своими «симуляциями» злобным бюрократам удаётся ненадолго: Салли — молодец. Это аксиома. Сама история, несмотря на всю её «чудесность», не даёт большого простора для нагнетания интриги, а, скорее, с благодарностью и умилением «гладит по головке» всех участников спасательной операции. Чтобы дотянуть хронометраж хотя бы до стандартных полутора часов, Иствуд добавляет флэшбеки о юности капитана, а также его апокалиптические сны-галлюцинации, где можно полюбоваться на падающий на Нью-Йорк самолёт в нескольких вариантах.
Демонстрацией вершин актёрского мастерства тут тоже особо не пахнет: Том Хэнкс почти всё время напряжённо морщит лоб, бегает трусцой, самоотверженно выдерживает необоснованную критику оборзевшей комиссии, беседует с обеспокоенной супругой (Лора Линни), а Аарон Экхарт и вовсе сливается с декорациями (не оставлять же кресло второго пилота пустым?). Гораздо активнее в картине работают их звёздные имена.
Пожалуй, главный смак тут в технической части: операторы отрываются с камерами ARRI ALEXA 65, адаптированные к съемкам компанией IMAX, и камерами RED для съемок с воздуха. Та самая аварийная посадка, ставшая камнем преткновения, демонстрируется зрителю с разных ракурсов: из кабины пилота и с пассажирских мест, с высоты птичьего полёта, из окна небоскрёба... Короче, откуда хватает фантазии. И эти сцены действительно захватывают дух! Пусть ты знаешь, что всё закончится хорошо, но всё равно, в очередной раз услышав «Приготовьтесь к удару! Пригнитесь, пригнитесь — головы вниз, вниз!», начинаешь нервничать и вжиматься в кресло, а мускулы непроизвольно напрягаются, будто это ты через несколько секунд окажешься в Гудзоне.
Если вам хочется посмотреть остросюжетный фильм на авиационную тему, то лучше выбрать тот же «Экипаж» Роберта Земекиса. Реальность будет как-то поскучнее: иствудовское «Чудо на Гудзоне» может похвастаться разве что документальностью.
720" height="405"
• В кино с 8 сентября
• Жанр: драма, биография
• Режиссёр— Клинт Иствуд
• Сценарий: Тодд Комарники, Чесли Салленбергер, Джеффри Зеслоу
• В главных ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Валери Махаффей, Делфи Хэррингтон, Майк О’Мэлли, Джейми Шеридан, Анна Ганн, Холт МакКэллани, Ахмед Хуссэйн, Лора Линни