Картина со столь говорящим названием должна, по идее, появиться в апреле. Но нет: новое творение Александра Баранова(«Ёлки-2», «Джентельмены, удачи!») выходит в прокат 13ноября. Быть может, нам намекают, что Деньдурака у нас круглый год? В одном сомневаться не приходится: классическая комедия Гоголя «Ревизор», которая легла в основу фильма, идеально вписалась в современные реалии.
Вместо одиозного Хлестакова у нас Иван Саныч Иванов (Алексей Весёлкин), наш современник: 20-летний балбес с полуторамиллионным кредитом. «Сейчас все так живут!»— оптимистично отзывается о своей ситуации Ваня, а сам работает швейцаром и ночует в машине, которую, к слову, вот-вот отберёт банк. Пушистый зверь на букву «п» уже встал на след безрассудного парня... А точнее— опытный коллектор Сергей Сергеевич (Александр Лыков).
Когда несколько попыток вырваться из лап «кармического» правосудия ни к чему не приводят, а неумолимый Сергеич меланхолично намекает на продажу почки, отчаявшийся должник решается на сомнительную авантюру: врёт коллектору, мол, в провинции ждёт богатый папа-фермер, который убережёт заблудшее чадо от членовредительства. Отсрочив страшное, Ваня надеется на судьбоносный русский авось.
Спасение приходит неожиданно: дочка мера захолустного городка Нижний Сапожок на своём внедорожнике нагло таранит кредитный Mitsubishi главного героя. Кто виноват? Естественно, Ваня. Сергеича заметают в кутузку за компанию...
Первая часть фильма едко и фантасмагорично высмеивает нереальные масштабы коррупции в маленьком городке. Отношения между чиновниками тёплые и семейные: рука руку моет, как говорится. Но вот незадача: приходит весть, что из Москвы едет «ревизор». Благоденствующие слуги народа, понятное дело, боятся сотрудников прокуратуры: компьютеров в школе нет, дороги разваливаются, «отремонтированный» мост дышит на ладан.
Как в эту компанию попали наши заезжие гости? Причиной грандиозного «маскарада» становится любительский фотомонтаж Вани: его якобы-фотографии с Путиным и Медведевым принимают за чистую монету! (Парадоксально, но реалистичность ситуации подтвердила жизнь: эти же снимки, оставленные на память в телефоне, спасли актёра от «пристального внимания» полиции.)
После угарной сцены ДТП, традиционного распила покорёженной тачки и уж совершенно бредовой попытки повесить на чужаков все скопившиеся висяки, наступает некоторый спад. Едкий и весьма уместный стёб сменяется сентиментальным фарсом с традиционными застольями, эротическим массажем и новомодным полем для гольфа. Сцены бурных пьянок сменяют друг друга, повторяясь и несколько смазывая динамику сюжета.
Зато поведение пьяного мэра Махова (Александр Воробьев) отдаёт трагическим реализмом: под мухой (исключительно) в нём пробуждается совесть и офицерская честь. В приступе сиюминутного раскаяния чиновник готов громить бусурманский Rolls-Royce, купленный на сворованные деньги, служить правому делу и даже выдать дочку за столичного псевдо-следователя.
Машка (Антонина Дивина), к слову, не похожа на безмолвный прототип образца XIXвека: самостоятельная и пробивная девица давно мечтает смыться из родной дыры, потому лихо цепляет на голову тюль и с энтузиазмом кидается в отчаянную свадебную авантюру, пуская горе-жениха в оборот.
К концу фильма герои окончательно теряют остатки трезвого ума, а повествование— стройность и логику. Пошлейшее свадебное гуляние заканчивается погромом и лихой погоней по заснеженным улицам городка, финальный недо-happyend демонстрирует нелепое единство коррупционеров, мошенников, кармической справедливости и робкой романтики.
Комедия «День дурака» едко бичует наши традиционные проблемы и пороки, но всё-таки немного не дотягивает. Хочется больше динамики, сарказма, остроумных шуток, не завязанных на алкоголе. Баранов настолько интеллигентен, что умудряется ни разу не спошлить. (Это в современной русской-то комедии!) Видимо, та же аккуратность не даёт сюжетной линии разогнаться: будто там, где надо бодро валить на внедорожнике по буеракам, робкий водитель старательно щемит на городской малолитражечке, брезгливо объезжая лужи.
P.S. Между прочим, в картине засветился реальный представительСК Владимир Маркин. С самоиронией в верхах у нас всё в порядке...
С учётом постскриптума, за который мы прибавим полбалла, картина набирает 6,5 из 10. Весьма годно и с национальным колоритом.
800" height="450"
• В кино с 13 ноября
• Режиссёр— Александр Баранов
• В главных ролях: Алексей Весёлки, Александр Лыков, Антонина Дивина, Александр Воробьев, Светлана Чуйкина, Сергей Удовик, Сергей Беляев, Игорь Кистол, Антон Васильев, Дмитрий Белоцерковский