«Девушка из Дании» (The Danish Girl) можно сравнить с боевым снарядом, который изготовлен для точного попадания в цель— а именно, в шорт-лист престижных кинопремий: необычная история, хитро завёрнутый конфликт, в главных ролях— оскароносный Эдди Редмэйн и подающая большие надежды красавица Алисия Викандер.
Действие начинается в 20-х годах прошлого века в Копенгагене. Молодые художники Герда(Алисия Викандер) и Эйнар(Эдди Редмэйн), кажется, были созданы друг для друга: любовь с первого взгляда, общие интересы, сходные вкусы, замечательные перспективы... Он пишет аскетичные, но изящные пейзажи родной Дании, она— чувственные и несколько авангардные портреты. Однажды Герда просит мужа позировать в женском образе,— ей нужно срочно закончить картину. Сразу становится ясно: Эйнар обладает какой-то волшебной способностью к перевоплощению.
Постепенно забавный опыт перерастает в увлекательную игру: альтер-эго сдержанного, скромного и нелюдимого герраВегенера, очаровательная рыжеволосая кокетка Лили Эльбе, с удовольствием посещает с Гердой балы и праздники, искренне веселится и даже нравится мужчинам! Однако, постепенно маскарад становится чем-то совершенно иным для Эйнара. Будто из глубины его души наконец-то вырвалось нечто, давным-давно тщательно спрятанное и почти погибшее, но теперь получившее шанс раскрыться... Чем дольше он проводит в женском облике, тем яснее понимает страшную правду: на самом деле, он— Лили, девушка, которую природа по ошибке запихнула в мужское тело.
Сейчас для нас операции по смене пола— дело вполне обычное. Цивилизованный мир с пониманием относится к случаям несовпадения гендерной идентичности, а современная медицина может квалифицированно помочь таким пациентам. Однако в начале ХХвека несчастным, подобным Эйнару, приходилось несладко: чаще всего их отправляли в психушку. И путь к операции по смене пола, одной из первых в мире, оказался сложным не только из-за необходимости идти против традиций и общественного мнения, но и из-за чувств Герды. Она оказалась по-настоящему героической женщиной и человеком большой души,— не оставила мужа даже когда поняла, что совсем скоро место Эйнара навсегда займёт Лили. Герда нашла в себе силы пройти все круги ада с любимым человеком, не отказалась от него и поддерживала до последнего.
«Девушка из Дании»— кино совершенно не развлекательного толка. Прочитав краткое описание, сразу понимаешь: здесь хруст попкорна, хлюпанье газировки и забористые комментарии из зала будут минимум неуместны. Тема сложная, серьёзная и, для наших, российских, реалий почти провокационная. Это европейский зритель смахнёт под титры скупую слезу святой толерантности и с чувством выполненного долга выйдет из кинотеатра, радуясь, что живёт в эру просвящённой всетерпимости. Отечественные «кадры» вполне могут начать плеваться и шипеть «Фуууу, пидриила!». Искренне надеемся, что подобные личности до сеанса всё-таки не дойдут.
Действие занимает почти 2часа и охватывает не один десяток лет из жизни Вегенеров. Пара Редмэйн–Викандер взаимодействует в кадре потрясающе гармонично, а их игра по-настоящему впечатляет. Как правило, мужчина в женском платье смотрится несколько нелепо. Многие трансгендеры даже после операции ещё много лет хранят в своём облике неуклюжие черты истребляемой брутальности. Здесь же, в сценах, где Лили впервые показывается на балу и сражает своего первого кавалера, даже не приходится «притворяться», будто веришь, что никто не опознал «самозванку»: Эдди Редмэйн перевоплощается в высокую рыжеволосую даму, не побоюсь этого слова, идеально. И это заслуга не только андрогинной внешности актёра, опытных гримёров и костюмеров. Он мастерски перенимает манеры, мимику, движения, взгляд— всё, вплоть до мелочей, до кокетливой улыбки и привычки поправлять локоны.
Алисия Викандер тоже пришлось выкладываться по полной в роли Герды. Быть женой подобного «существа»— настоящее испытание, которое выдержит не всякий. Поначалу, героиню мучает чувство вины, ведь именно с её лёгкой руки «появилась» Лили. (Или вышла из тени?) Зато, кстати, именно её портреты принесли художнице успех. Затем Герда переживает трагедию как женщина и жена: её возлюбленный муж пропадает, хоть и остаётся жить. Рядом. И при этом она находит в себе силы помогать любимому человеку и делать всё для его, точнее, уже её счастья.
Драма одной необычной семьи в этой картине, безусловно, идёт рука об руку с драмой социальной. Вегенерам приходится вместе противостоять неприятию общества, а иногда— и откровенной агрессии. Режиссёр Том Хупер («Король говорит!», «Отверженные»)— настоящий профессионал, который мастерски «дирижирует» сложными съёмками. Почти двухчасовая лента визуально бесподобна (Европа20–30-х— колоритный бекграунд, плюс— артистическая среда, в которой вращаются герои) и сюжетно скроена и отшлифована— почти идеально: здесь нужно восхититься, тут— удивиться, тут— всплакнуть, там— грустно и многозначительно вздохнуть. Наверное, именно этот холодный— почти математический— расчёт на определённые эмоции и реакции делает фильм скучноватым и предсказуемым. Так, к примеру, лицо с безукоризненно правильными чертами красиво, но скучно, а вот небольшой оригинальный изъян способен сделать его по-настоящему притягательным. Вот и «Девушка из Дании»— всем хороша, но порой— даже слишком. Наверное, потому, что сделана, скорее, для критиков, нежели для простых зрителей?
700" height="394"
• В кино с 28 января
• Жанр: драма, мелодрама, биография
• Режиссёр — Том Хупер
• Сценаристы: Люсинда Коксон и Дэвид Эберсхофф
•В главных ролях: Эдди Редмэйн, Алисия Викандер, Туссе Сильберг, Адриан Шиллер, Эмбер Хёрд, Эмиральд Феннел, Генри Петтигрю, Клаус Буе, Питер Крэг, Анджела Каррен