Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не дает покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку — поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берется за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Как связано давнее происшествие на острове с несколькими убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? При чем здесь цитаты из Третьей Книги Моисея? И кто, в конце концов, покушался на жизнь самого Микаэля, когда он подошел к разгадке слишком близко? И уж тем более он не мог предположить, что расследование приведет его в сущий ад среди идиллически мирного городка.
Шведская экранизация романа Девушка с татуировкой дракона - зрелище, по форме и увлекательности более всего напоминающее компьютерную игру в жанре "квест". При этом напрягаться совершенно не нужно - достаточно смотреть и удивляться. Талантливого журналиста Микаэля Блумквиста приговорили к штрафу за разоблачительную статью о банкире. Острая нужда в деньгах заставляет его согласиться на странное и, как выяснится впоследствии, крайне опасное предложение - найти племянницу главы бизнес-клана, пропавшую сорок лет назад.
Автор экранизации Нильс Арден Оплев все делает по правилам: не позволяет себе практически никаких отступлений от сюжета и раскатывает роман в исключительно гладкую киноленту, отвечающую самым высоким профессиональным стандартам европейского телевидения. Когда в финале объявятся маньяки — это будет предсказуемо даже для зрителей, не читавших Ларссона: просто "Девушка..." с самого начала сделана слегка под фильм "Семь" Дэвида Финчера, давно ставшего учебником для постановщиков картин о маньяках. Любопытно, что именно Финчера недавно назначили режиссером голливудской экранизации.
Причудливый коллаж из свастики, кожаных ошейников, подспудного марксизма и детективного сюжета сделал Стига новым Дэном Брауном на час – к западу от наших границ его переводами уже завален каждый второй супермаркет и каждый третий аэропорт.
Самая интересная персона - побитая жизнью Лисбет: хакер, романтик, воин, самый адекватный персонаж под определение "современная женщина". Совершенно непонятно, как такую сильную духом и крепкую телом девушку в голливудской экранизации сыграет 25-летняя Руни Мара, ранее засветившаяся в римейке Кошмара на улице Вязов. Фильм Дэвида Финчера ожидается к концу 2011- года, на роль Микаэля Блумквиста назначен Дэниел Крейг.
Романы Ларссона были захватывающими. Да, они раздутые, каждый под тысячу страниц, и слегка неуклюжие, "непрофессиональные". Герои в самый интересный момент могут пойти в IKEA и зависнуть там на десять минут читательского внимания или вдруг свинтить на Гренаду и там пережить приключения, не имеющие никакого отношения ни к чему. Но именно это добавляло книжкам странного человеческого обаяния. А Лисбет Саландер — злая, нелюдимая хакерша ростом в полтора метра, которая провела юность в дурдоме, в книгах выглядела не очень реальной, но все же более живой и интересной, чем суетливая героиня Номи Рапас: у той-то безупречное психическое здоровье написано прямо на личике, которое режиссер напрасно пытается скрыть черной челкой.
И если по одной картине можно судить о явлении в целом, то получается так: евротриллер – это что-то вроде евроремонта: чистенький, аккуратный и довольно безликий.