Вторая часть экранизации популярной антиутопии Вероники Рот получила в отечественном прокате длинное название «Дивергент, глава2: Инсургент»,— это, для сравнения, так перевели простое и изящное Insurgent. (Если кто не знает, слово образовано от латинского «восстающий», то бишь повстанец). Видать, на всякий случай подстраховались: ну а вдруг кто забыл?
В мегапопулярных нынче молодёжных антиутопиях действительно можно запутаться: наивные мальчики и девочки, окрылённые собственной уникальностью, борются против бездушной машины мирового порядка в постапокалиптическом будущем. Лидируют, конечно, «Голодные игры», но наш сегодняшний «клиент» получил гордое прозвище «Вторые «Голодные игры». Хотя Рот написала достаточно успешный бестселлер, ему явно не хватает серьёзности и глубины лидера жанра. Зато здесь предостаточно романтики и экшена. Свою целевую аудиторию— подростков— «Дивергент» ожидаемо завоевал.
В первой части зритель познакомился с жизнью «совершенного» общества будущего. Бывший Чикаго, окружённый высокой стеной, стал пристанищем для небольшого количества выживших после глобальных войн людей. Чтобы не повторять ошибки прошлого и избежать конфликтов, старейшины придумали строгое разделение на так называемые «фракции»: по достижении 16-тилет каждый подросток с помощью специального теста выяснял, что ему больше по душе: «Искренность», «Бесстрашие», «Эрудиция», «Дружелюбие» или «Отречение».
Оказалось, что главная героиня, юная Беатрис (Шейлин Вудли), по каким-то причинам подходит всем одновременно: то есть она— дивергент. Как и положено системе всеобщей уравниловки, сверходарённые индивиды подвергаются гонениям. Трис (как она сама себя называет), скрывает результаты и присоединяется к Бесстрашию— касте солдат. А там... понеслась: она невольно становится на пути коварной руководительницы эрудитов Джанин(Кейт Уинслет) и, наворотив дел, уезжает в закат с красавчиком Фором(Тео Джеймс), своим бывшим командиром. Оптимистично и ванильно. Переходим к следующей части.
Теперь Трис уже не наивная большеглазая неженка. Побывав в настоящем бою и вволю постреляв в людей, она становится крутой героиней. Она, Фор, братец-«умник» Калеб(Энсел Элгорт) и пронырливый и бесстрашный Питер(Майлз Теллер) теперь объявлены в розыск, а по их следу идёт головорез Эрик(Джай Кортни), ищейка Джанин.
«В этом мире пора что-то менять!»— гласит бодрый слоган картины. Что делает девушка, когда хочет перемен? Правильно, начинает с причёски. Трис решительно отрезает большими неуклюжими ножницами свои длинные локоны и с новой удобной стрижкой отправляется навстречу приключениям.
Во второй части трилогии зритель плотнее знакомится с географией и устройством этой антиутопической реальности. У правительства фракций есть серьёзная оппозиция— изгои, обитающие в катакомбах старого города. Пока Джанин пытается консолидировать власть в своих руках, аккуратно обойдя прочих старейшин, подпольщики также готовятся к восстанию. Чтобы выступить единым фронтом, им не хватает лишь толчка, символа, некой личности, которая сплотит дивергентов, выживших «Бесстрашных», подпольщиков-маргиналов и прочих противников режима. Ничего не напоминает?
«Инсургент» буквально движется по следам «Голодных игр», однако проработка конфликта, мотивации персонажей и вообще реальность самой ситуации гораздо слабее,— по-хорошему, фильм смахивает на наивную сказку. Картинка, декорации, костюмы проработаны по-настоящему качественно: колоритные катакомбы отверженных напоминают пиратский притон, идилличный посёлок-сад Дружелюбия— настоящий идеал для сторонников экологичного образа жизни, чёрно-белые одежды и технологичные небоскрёбы Искренности порадуют любителей хайтека. Половину экранного времени занимают путешествия главной героини в выдуманном мире модуляций, что, безусловно, даёт художникам простор для фантазии и усиливает визуальную составляющую. Здравый смысл, между тем, плетётся в хвосте.
Бывает такое, что смотришь кино: вроде бы актёры неплохие, графика отличная, сюжет бодрый, романтическая линия присутствует, торс у героя-любовника— загляденье... А периодически «выпадаешь» из фильма,— в один момент объёмная кинореальность становится плоским экраном, и ты уже не в выдуманном мире, а просто один из зрителей, монотонно хрустящий попкорном. Нет-нет, да проскользнёт какая-нибудь деталька, которая выдаёт в авторе «исходника» наивную студентку: всё-таки жанр антиутопии недаром считается одним из самых сложных. Создание нового мира— живого, убедительного, логичного— требует большого литературного мастерства, фантазии, опыта и, конечно, эрудиции.
С последней у Вероники Рот явно проблемы. Как только в кадре появляется некий экзотический прибор, который просвечивая голову человека, за несколько секунд определяет его психотип и выдаёт дивергентность в процентах, рука сразу тянется к лицу. Эй, ребята, вы серьёзно? Чтобы распределить людей по фракциям вы придумали целый психологический тест-модуляцию, а тут— вспышка и готово? Ком подобных мелких недочётов постепенно накапливается в критическую массу, которая окончательно отделяет зрителя от мира «Инсургента». Даже эротическая сцена (хоть и скромная) между героями Вудли и Джеймса не способна заткнуть многочисленные «пробоины» сюжета, а призванный стать неожиданным жёсткий финальный кульбит не заставляет заинтересоваться продолжением. Увы и ах.
Пару слов стоит сказать и об актёрской работе. Например, Вудли изо всех сил пытается казаться крутой и жёсткой, но в роли трогательной онкобольной девочки из «Виноваты звёзды» она смотрелась гораздо органичнее. Кейт Уинслет явно чувствует себя в этом проекте не в своей тарелке, но с ролью симпатичного диктатора справляется достойно, хотя и несколько апатично: коварства и экспрессии ей явно не хватает. Актёрскую игру Тео Джеймса однозначно затмевает игра его бицепсов. Джай Кортни в образе беспринципного боевика очень к месту,— благо, его партия не предполагает вершин лицедейского искусства, а зверскую рожу он делает мастерски. Блудный Калеб(Энсел Элгорт) почему-то получается персонажем категории «ни рыба ни мясо»: мечется от одной «партии» к другой, не руководствуясь в своём выборе ни логикой, ни личной выгодой, ни родственными чувствами. Пожалуй, самый запоминающийся персонаж— это Питер в исполнении Майлза Теллера, звезды «Одержимости». Вот уж где харизма и интрига!
«Дивергент, глава 2: Инсургент» наверняка придется по душе подросткам-фанатам книжной серии, да и те, кому понравился первый фильм, пойдут досматривать продолжение. А вот взрослые и образованные зрители рискуют заскучать. И зачем нужны «Вторые «Голодные игры», если есть первые?
Следующая серия под названием «Дивергент, глава3: Застеной» (TheDivergentSeries: Allegiant) выйдет на экраны 10марта2016-го.
650" height="366"
• В кино с 19 марта
• Режиссёр— Роберт Швентке
• В главных ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Кейт Уинслет, Джай Кортни, Энсел Элгорт, Майлз Теллер, Зои Кравиц, Мекхай Файфер, Наоми Уоттс, Октавия Спенсер