Культ «короля вампиров» Дракулы начался с одноимённого романа ирландского писателя Брэма Стокера, опубликованного в 1897 году. Окончательно этот герой воцарился в поп-культуре после выхода в 1992 году картины Френсиса Копполы «„Дракула“ Брэма Стокера» с Киану Ривзом, Вайноной Райдер, Гэри Олдменом и Энтони Хопкинсом в главных ролях.
Если герой Стокера вполне однозначно показан чудовищем, с которым — и поделом ему — расправляются люди, то у Копполы просматривается определённая симпатия к вампиру. Его версия окрашена сочувствием к человеку, который продал душу Дьяволу из-за смерти любимой женщины, но в конце концов нашёл спасение.
Начинающий режиссёр Гари Шор (за его плечами до последнего момента числился только короткий метр) решился дать новую жизнь персонажу, которого мы, казалось, раз и навсегда привыкли воспринимать в рамках экранизации 1992года. Шор не стал переснимать классику, а обратился к идее приквела. Своим красноречивым Untold (что дословно переводится как «недосказанное», «скрытое») режиссёр возвращает нас к отправной точке — превращению князя Влада в хрестоматийного Дракулу.
XV век. Влад Цепеш (Люк Эванс), именуемый сыном Дракона, уже 20 лет справедливо правит небольшим княжеством, затерянным в Карпатских горах. Он счастливо женат на прекрасной Мирене (Сара Гадон) и растит сына (Арт Паркинсон). Подданные любят князя, несмотря на то, что когда-то его звали Колосожателем. Действительно, Влада в малолетстве отдали в турецкую армию вместе с другими подростками — такова была плата маленького государства за мир с могущественной империей. Он вырос искусным и жестоким воином, который, тем не менее, решил забыть зверства «прошлой жизни», когда пришло его время занять трон отца.
Теперь, спустя много лет, султан Мехмед (Доминик Купер) хочет возродить традицию и набрать новых янычар перед походом на Европу. Он, как и его предшественник, требует 1000 юношей, в числе которых — наследника (чтобы вырастить ещё одного лояльного правителя). Здравый смысл подсказывает Владу не ссориться с турками. Но ради горячо любимой жены князь совершает настоящее политическое безумие и бросает вызов султану. Теперь только чудо способно спасти небольшое княжество.
В картине Шора пока нет и следа грозного, упивающегося жестокостью кровососа. Его Дракула — персонаж эдакого супергеройского типажа. Ради защиты своих подданных и восстановления пресловутой справедливости он готов пойти на сделку с древним злом, которое обитает в тёмной пещере. Естественно, Влад — избранный, единственный, кто не трусит при виде монстра, старого Вампира (Чарльз Дэнс).
Этого героя у Стокера не было. История разворачивается в совершенно неизведанной плоскости, уходя дальше и дальше от первоисточника. (А образ, кстати, вышел по-своему обаятельный.) Какой резон древнему и могущественному существу одаривать какого-то человека сверхспособностями? Сделка с нечистым не может быть честной, какими бы элементарными ни казались условия. У Влада есть 3 дня, чтобы справиться с врагом. Затем, если не поддастся жажде крови, снова станет простым смертным. Тут-то и кроется главная интрига. Герой Дэнса затевает увлекательную Игру, а наше знание оригинала подсказывает, что от печальной судьбы ни Влад, ни его возлюбленная не уйдут.
«Дракула» 2014года разлива— это, по большей части, добротный исторический эпик с элементами фантастики. Основную часть экранного времени занимают батальные сцены: величественные панорамы сражений, турки в золотых доспехах, Влад, кромсающий недругов с хищным видом, — красота! И, естественно, много пафоса. Хотя он картину совершенно не портит.
Особенно любопытно видеть столь неоднозначного главного героя в фильме, где, по традиции, проводится чёткая граница между добром и злом. Сценаристы— Мэтт Сазама и Берк Шарплесс— даже подкидывают немного философских наблюдений: мол, в критических ситуациях гораздо больше пользы будет от монстра, нежели от героя в сверкающих доспехах. Последним, как мы знаем, не хватает гибкости. А вот чудовища как-то эффективнее.
Создатели новой картины, однозначно, замахиваются на создание новой франшизы, где главным антагонистом, вопреки традиции, станет вовсе не Дракула. Фильм, безусловно, не обладает глубиной творения Копполы, явно рассчитан на молодёжную аудиторию и стремится к формату попсового блокбастера. Красивая картинка, харизматичный герой, бушующие страсти, динамика, красивая и трагичная история любви и много праведного пафоса — все предпосылки, чтобы сделать внушительную кассу, у «Дракулы» есть. И, кстати, фильм всё это не портит, он прекрасно вписывается в рамки жанра.
Особо стоит отметить, что неопытный режиссёр Гари Шор может гордиться своим дебютом в полном метре: ему удалось свести концы с концами, создать целостный логичный сюжет и даже интригу на десерт оставить. Единственное, он немного перестарался со сценой гибели Мирены: не может девушка так хорошо выглядеть после падения с высоты. Ну да ладно, издержки рейтинга 12+.
Подбор актёров можно считать идеальным: звезда «Хоббита» Люк Эванс органично смотрится в доспехах, Сара Гадон, которая явно намерена выбраться из ролей второго плана, удивительным образом совмещает какую-то нереальную красоту и, в то же время, естественность (даже блонд человеческий подобрали!), ну а с устрашающим персонажем Чарльза Дэнса («Игра престолов») просто не терпится познакомиться в следующей части, на которую недвусмысленно намекает последняя сцена.
Если не воспринимать Dracula Untold как попытку сместить с пьедестала «„Дракулу“ Брэма Стокера» (а оно и не подразумевается), то от красивого и увлекательного блокбастера можно получить удовольствие. Особенно в кинозале с большим экраном и качественным звуком. Фильм явно задумывался как облегчённая и популяризированная версия мрачной классической истории, где добро обязательно победит зло. И Влад будет счастлив со своей Мереной, то есть уже Миной. Да, Стокера бессовестно переписали. Но разве вам не хотелось бы пофантазировать на тему хеппи-энда?
800" height="450"
• В кино с 9 октября
• Режиссёр — Гари Шор
• В главных ролях: Люк Эванс, Сара Гадон, Доминик Купер, Арт Паркинсон, Чарльз Дэнс, Диармэйд Мурта, Пол Кэй, Уильям Хьюстон, Ной Хантли Ронан Вайберт