Душераздирающая социальная драма о трудовой этике и человечности.
«Там такое же синее небо. И такая же сложная жизнь...»— спел Константин Никольский. Давно и на века. Примерно об этом новая картина бельгийского режиссёрского дуэта Жан-Пьера и Люка Дарденнов («Сын», «У каждого свое кино», «Дитя»). Кстати, если кто не знает, — дядьки очень круты: 7каннских трофеев, «Сезар» и «по мелочи». Что характерно, оскароносная француженка МарионКотийяр («Начало», «Жизнь в розовом цвете», «Такси») согласилась играть в его фильме сразу— даже не прочитав сценарий. И не прогадала.
Сначала можно подумать, что эта холёная актриса слишком хороша для формата социального кино: отсутствие косметики делает эту почти сорокалетнюю даму свежее и моложе, а её тщательно оберегаемая для красных дорожек худоба не хочет восприниматься как измождённость. Но постепенно втягиваешься и начинаешь искренне сочувствовать её героине.
Сандра, сотрудница предприятия по изготовлению солнечных батарей, выходит на работу после длительной болезни. (По косвенным причинам можно догадаться, что она лежала с клинической депрессией.) Не то чтобы ей сильно полегчало, но ипотека и двоедетей долго валяться по учреждениям не дают. А вот руководство «Сольваль», хитро перераспределив нагрузку, нашло способ неплохо сэкономить и выкроить персоналу на премию. Возвращенка уже не к селу. Но вот беда: просто так её выкинуть человеколюбивый трудовой кодекс не даёт. Значит, будем выжимать на законных основаниях.
И тут-то просвещённая Европа показывает себя во всей красе: только законность, только хардкор! Очень быстро даже самый оголтелый «рашконенавистник» и сторонник «поравалить»-стратегии рискует возлюбить отечественных работодателей за их вежливое: «Пишите по собственному желанию». Начальник Сандры выносит вопрос о сохранении её ставки на суд коллектива, но «с подвыподвертом»: или лишняя сотрудница с соцпакетом, или каждому премия в €1000. Мол, кризис— всё и сразу непотянем.
До судьбоносного голосования выходные. Сандра хочет продолжить плакать, укрывшись от жестокого мира под одеялом, но муж, дети и перспектива переселиться в социальное жильё заставляют бороться. Двадня и однаночь— чтобы поговорить с каждым и попытаться склонить на свою сторону. Начинаются «хождения по мукам».
Фильм строг и лаконичен до документальности. Никаких эстетских «финтифлюшек», вроде операторских изысков или напряжённого саундтрека. Сама ситуация пробирает, а нарочитая тишина давит не хуже самой надрывной мелодии. Люди, загнанные бесчестными условиями в угол, должны выбирать между собственной выгодой и судьбой другого человека. Все мы хотим быть хорошими. Или хотя бы выглядеть таковыми. Но кто решится на благородство в ущерб себе?
Стыд, безысходность, отчаяние— этот коктейль чувств главной героини зритель в полной мере ощущает на своей шкуре: идти в дом к каждому и, глядя в глаза, просить, униженно и смиренно. Просьба Сандры словно лакмусовая бумажка проявляет суть каждого её собеседника. Все понимают, что выйти из ситуации без потерь невозможно. Каждая встреча становится настоящим испытанием: кто-то мучается, не в силах позволить себе широкий жест добровольного отказа от денег, кто-то мечется между собственным благом, интересами семьи и глубоким сочувствием к ситуации женщины, кто-то ненавидит попрошайку, кто-то трусливо запирает перед её носом дверь.
Деликатная Сандра не тешит себя иллюзиями, но она невольно предлагает каждому договариваться со своей совестью. А это ой как неприятно. Последствия решения, какого бы то ни было, могут изменить жизнь обеих сторон.
Просмотр фильма «Два дня, одна ночь» превращает поход в кино из развлечения в тяжкий душевный труд. Полчаса напряжённых морально-этических метаний приводят к весьма неожиданному финалу и заслуженному катарсису. Жалеть о бездарно потраченном времени не придётся, но для эмпатов есть реальная опасность надолго завязнуть в пучине самокопания.
Кроме очевидных плюсов, вроде потрясающей режиссёрской работы и актёрской игры, этот фильм несёт весьма здравую идею, которая пригодится каждому: если оторвать взгляд от мучительной ситуации и спокойно оглядеться вокруг, то можно найти если не оптимальный выход, то хотя бы силы и надежду.
За пережитую бурю эмоций и восстановление имиджа родной стороны вглазах общественности нежалко и 10из10 поставить.
850" height="478"
• В кино с 9 октября
• Режиссёры— Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн
• В главных ролях: Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Пили Груан, Саймон Кодри, Катрин Сале, Батисте Сорнен, Ален Элуа, Мириам Акеддиу, Фабьен Шаша, Тимур Магомедгаджиев