Как и следовало ожидать, Манодж Найт Шьямалан (имя сочинителя стыдливо потерли с афиш «Дьявола» после гневной обструкции в прессе его предыдущего фильма), вновь придумал несколько дегенеративную историю, целиком и полностью выдержанную в стилистике ночных эфиров телеканала «Настоящий мистический». Во время просмотра догадками сильно не мучаешься: кто именно окажется в его очередной «байке из склепа» адским сатаной, не так уж и важно. Собственно, если чего-то и ожидаешь от данной картины, так только финального объявления тех самых веских причин, по которым всем вдруг сразу станет понятно, почему Люцифер собирает грешников по городским лифтам, при этом вероломно карает ни в чем неповинный обслуживающий персонал, да и вообще ведет себя, как безработный иллюзионист, пришедший в многоэтажный цирк на собеседование.
На бумаге все это выглядит и «звучит» интригующе, но на деле все оказалось намного прозаичнее. Найт Шьямалан, с его же слов, вдохновлялся романом «Десять негритят» Агаты Кристи. Весьма вероятно, но на выходе получаем Агату Кристи «для бедных». Для начала мы имеем негритят в количестве всего лишь пяти штук, среди которых один является не судьей, как в английском романе, но дьяволом, который тоже по-своему наказывает нечистых совестью людишек.
«Дьявол» – первая часть трилогии «Хроники Найта», задуманной Шьямаланом несколько лет назад, но после выхода «Повелителя стихий» воспринимаемой скорее как оправдание за последние «подвиги» режиссера. Замысел «Хроник» прост и лаконичен: рассказать зрителю три детективные истории с мистическим душком, сделав ставку не на постановочные спецэффекты, а на его величество саспенс. Обойдясь смехотворными по сегодняшним временам 10 миллионами долларов, шьямалановский протеже Даудли сделал первый ход.
Однако есть в рассматриваемом фильме один в высшей степени концептуально интересный момент – судебный процесс, где жюри присяжных в составе Оскара Уайльда, Эрнеста Хемингуэя, Трумена Капоте, Марио Пьюзо и прочих покойников-статистов судит незадачливого литератора Джейбза Стоуна, перешедшего к написанию, по общему выражению, «дерьма», которое тем не менее мгновенно расходится огромными тиражами. Дьявол выступает от своего имени (точнее, от имени «загробного мира») сама, Стоуна защищает издатель Дэниел Уэбстер (сэр Энтони Хопкинс), однажды отсекший у прелестного дьявола прелестный длинный хвост, вывешенный теперь за стеклом в уэбстеровском кабинете. И в их философско-юридическом споре обнаруживается, как ни странно, правота обеих логик, ибо стороны руководствуются, понятное дело, разными логиками. Г-н Уэбстер прав в том, что человеческие души – источник дьявольской силы, поскольку сам по себе сатана не имеет сил к перекраиванию миропорядка; в этом смысле, конечно, лукавый обманывает людей, питая их желания их же собственными энергиями.
Поэтому типичная сцена нападения полностью продемонстрирована в трейлерах и выглядит примерно следующим образом. Пассажиры лифта стоят спокойно, прилично, никого не трогают. Выключается свет, на долю зрителя, соответственно, выпадает темный экран, таинственные шорохи и сопение. Свет включается. «А меня кто-то укусил за попу!» - восклицает девушка, не лишенная привлекательности, особенно в столь ограниченном пространстве при довольно скудной женской конкуренции в лице старушки. Затем пассажиры начинают вычислять нападавшего – данный процесс местами напоминает игру «Мафия». Так что единственное утешение от столь малого бюджета – это тот факт, что он гарантированно окупится, но вряд ли авторы надеялись ограничиться столь малым результатом.
Делать выводы о трилогии после знакомства с первой частью – дело неблагодарное. Но если воспринимать «Дьявола» как заявку, то стоит признать, что заявка тандема Шьямалан-Даудли вполне обоснована и имеет право на жизнь.
Тем не менее, ограниченная локация у Даудла почему-то соседствует с конгениально бедноватым режиссерским инструментарием. И если от первого убийства, совершенного в кромешной тьме под протяжный женский визг, мурашки бегут по коже, то от всех остальных макабров, выполненных примерно в том же стилистическом ключе, невольно начинаешь позевывать, что для 75-ти минутного фильма — реальное вероломство и смертный грех.
Итак, у нас совершенно вторичная поделка-штамповка. Имя Шьямалана становится нарицательным. Используйте полтора часа с большей пользой – позвоните родителям.