Как гласит изрядно подзаезженная народная мудрость, и на старуху бывает проруха. Впрочем, если слегка перефразировать классика, проруха случается главным образом не в старухах, а в головах. По крайней мере, в голове Райана Мёрфи, автора роскошной психотерапевтической феерии «На острой грани» («Бег с ножницами»), определенно произошло небольшое замыкание. В результате упомянутого происшествия Мёрфи решил совсем уж повернуться лицом к широкому зрителю, и лицо это оказалось снабжено широченной, стоматологически выверенной, не лишенной даже некоторого крокодильего лоска улыбкой Джулии Робертс.
Название биографического романа американской журналистки Лиз Гилберт, по которой снят одноименный фильм, невольно напоминает сакраментальное «поститься, молиться, слушать радио «Радонеж». Но если вникнуть в суть предложенного Лиз мировоззрения, то на ум приходит остров Спиешьпей из «Незнайки на Луне» - на это своеобразное Бали отправлялись лунные коротышки, где в пароксизме бесконечного удовлетворения страсти к еде и развлечениям превращались в счастливых козликов. Книга Гилберт – весьма увесистый том – создана по религиозному принципу. Главный герой до определенного возраста живет как обычный человек – то есть неправильно, после чего переживает некие катаклизмы, отправляется в путешествие, встречает гуру и обретает новую Истину. В книге очень, очень много рассуждений о Боге, религии, женском счастье, а также политике и экономике. Рассуждений удручающей банальности – жизнь по Гилберт предстает как некий супермаркет, где каждый выбирает себе удобного Бога по вкусу, где смысл жизни – исключительно в удовлетворении от процесса потребления. Но, поскольку жить одними материальными интересами давно не модно, необходима соответствующая религия и философия, которую и предлагает Лиз Гилберт своим читателям.
"Ешь, молись, люби" оказался не только очень красивым фильмом (операторская работа на высоте, да и места, которые были показаны в картине, не могут плохо выглядеть), но и совершенно не глупым. Да, кино больше ориентировано на женскую аудиторию, но это не тот случай, когда другим просмотр не рекомендован, скорее наоборот. Хотя, каждый по своему воспримет увиденное, я же настроился на путешествие вместе с Джулией Робертс и оно выдалось весьма успешным и продуктивным.
То ли от желания неотступно следовать книге, то ли из полного отсутствия чувства формы режиссер Райан Мерфи размазывает историю духовных поисков аж на два часа с хвостиком. А юмор оригинала, сценаристы, видимо, не разглядели.
И в конечном итоге, это пространное повествование оказывается ни о чем. Не знаю, что там было в книжке, но в ее экранной версии правят философские банальности. Бога нужно искать внутри себя, любить – легко и сложно одновременно, а вообще все – тлен, потому учитесь получать удовольствие от жизни в любом ее проявлении.
Кстати, о Боге. Он занимает в этой типично бюргерской триаде – «ешь, молись, люби» – почетное второе место, а заодно, кстати, и третье, если верить апостолу Иоанну, утверждающему, что «Бог есть любовь». После неаполитанской пиццы и римской пасты, поедаемой с торжественным колоратурным сопровождением, после пива, футбола и шопинга весьма уместно вспомнить о Боге, обратившись к Нему с наиболее подходящими в данном контексте словами: «Здравствуй, Бог. Рада познакомиться». Бог, вероятно, тоже весьма рад знакомству, – Джулия Робертс все-таки, не хухры-мухры, – оттого Он и наставляет героиню на путь истинный, с присущим Ему специфическим юмором: через гуру спагетти, гуру индийско-нью-йоркской духовности (так сказать, Упанишады макдональдсовского разлива) и любых других гуру, какие только попадутся в дороге. Вначале она должна избавиться от «чувства вины», составляющего «сущность Америки», и «познать толк не только в развлечениях, но и в удовольствиях», испытать на полную катушку любовь к самой себе и «сладость ничегонеделанья».
В принципе, чем закончится фильм можно было предположить еще после просмотра трейлера, однако не финальной сценой берет "Ешь, молись, люби". Путь к финальной сцене - вот, что наиболее важно, тем более, что этот путь создателям удался. Некоторые реплики даже записать в блокнотик захотелось, очень органично они вписались в повествование.