На экраны выходит финальная часть трилогии Джексона «Хоббит: Битва пяти воинств». К радости фанатов— на неделю раньше, чем предполагалось: Россию «приравняли» к прочей Европе, перенеся релиз с18 на 11декабря. Ждать осталось недолго. Давайте пока «прогреем» интерес.
В далёком 2001-м австралийский режиссёр Питер Джексон снял свою первую экранизацию произведения Толкиена и...понеслась! Трилогия «Властелин колец» стала беспрецедентным кинособытием: фильмы выиграли 17 «Оскаров» из30номинаций, а заключительная часть— «Возвращение короля— по количеству наград присоедилась к «небожителям» индустрии: «Бен-Гуру» Уильяма Уайлера и «Титанику» Джеймса Кэмерона.
Теперь Питер Джексон, который, к слову, в далёком 1987-мначинал с «Инопланетного рагу» (BadTaste), апогея «дурного вкуса» и вопиющего китча,— признанный режиссёр-легенда. Спустя 13лет с начала его толкинианы мы готовы поставить точку в истории Средиземья (если, конечно, наследники писателя не захотят поделиться остальными незавершенными рукописями). Совсем скоро можно будет купить последний диск в коллекцию и показывать детям уже в правильном порядке.
Изначально роман «Хоббит, или Туда и обратно» выглядел как добрая сказка с обаятельным главным героем, приключениями, большим сражением и хэппи-эндом с пиром на весь мир. После появления «Властелина колец» сам Дж.Р.Р.Толкиен решил несколько переработать текст, чтобы плотнее связать произведения, но не успел. Джексон же, изучив неизданное, логически завершил его планы: теперь Саурон из туманного намёка превратился в полноправного героя, а добродушная история о приключениях старшего Бэггинса обрела тревожный оттенок неотвратимой угрозы.
В целом, несмотря на это, трилогия «Хоббит» получила какую-то более тёплую интонацию, нежели серьёзная и «высокопарная» предшественница. Да и сам Бильбо полюбился зрителю чуть ли не больше племянника Фродо: большеглазый герой Элайджи Вуда стоически страдал, сосредоточенно спасая мир, а персонаж Мартина Фримана умело сочетает бесстрашие и героизм с чисто «хобичьим» домоседством, осторожностью, стремлением к стабильности и чувством юмора. Наблюдать за тем, как Бильбо самоотверженно наступает на горло собственной песне и превращается в маленького, но доблестного героя Средиземья— действительно увлекательно.
«Пустошь Смауга» завершилась тем, что Бильбо нашёл Аркенстон и разбудил дракона. Новый фильм стартует, как говорится, с места в карьер: огнедышащий ящер на всех парах несётся палить Озёрный город. Эпический момент убийства Смауга чёрной стрелой, который вроде как завершал классический сюжет (все уже пошутили, что Толкиен закончился на 15-й минуте), происходит ещё до того, как на экране появляется заставка с названием картины. Чем же будут заниматься герои ещё почти 2часа?
Здесь-то Джексон и вступает на terra incognita собственной интерпретации, которая накрепко свяжет «Хоббита» с «Властелином колец». Зрителя ждут политические интриги народов Средиземья, эпические батальные сцены всех мастей, возможность хорошенько рассмотреть Саурона и, конечно, маленький Бильбо, который умудряется-таки двигать громаду истории.
Западная критика уже успела отругать режиссёра за неуёмную любовь к крупномасштабным сражениям, за превращение хоббита в стороннего наблюдателя в своей собственной франшизе» (TheTelegraph) и доведение «действия до уровня абсурда» (CraveOnline), а также обвинить всю трилогию в банальном желании выкачать деньги. Вдобавок, рейтинг на авторитетных «Томатах»— так себе.
Ни для кого не секрет, что картина чуть более, чем полностью состоит из битвы. Армии Средиземья подтягиваются к Эребору «пилить» несметные сокровища, так как Торин Дубощит (Ричард Армитедж) не выглядит убедительной силой в окружении дюжины подданных и одного ушлого хоббита. Законы чести и увещевания благородного Барда (Люка Эванса) не действуют на гнома, поражённого драконьей болезнью. Беженцам, укрывшимся в развалинах Дэйла, нужны средства для восстановления города, поэтому они не прочь объединиться с войском высокомерного Трандуила (Ли Пейс). Эльфийский правитель пришёл за реликвиями своего народа, но и не прочь лишний раз наподдать подгорному племени. На помощь Торину мчится родич Даин Железная Пята (Билли Коннолли) со своей армией. Если бы орки немного подождали, то наверняка бы спокойно расправились с выжившими после битвы за золото. Но они заставляют недавних противников объединиться против общей угрозы. Грандиозное сражение начинается.
Сразу видно: режиссёр снимал увлечённо, не пытаясь искусственно «нагнать» экранное время. «Битва пяти воинств», между прочим, самая короткая часть тета, что ей явно сыграло на руку. Потрясающая картинка, созданная по новой технологии: HFR 3D-формат высокой частоты смены кадров (48против классических24-х)— превращает фильм в настоящий пир для глаз. «Это сражение отличается от всего, что мы снимали раньше,— объясняет Джексон.— Различные силы, множество существ, огромные пространства подчёркивают её грандиозный масштаб. Мы оказались на линии фронта вместе с ними».
У каждой из пяти армий свой стиль, стратегия и тактика, амуниция, сильные и слабые стороны. Специально для картины художники разработали новые виды орков, всевозможных гигантских троллей, осадных тварей и даже летучих мышей-убийц. «Авиация» гундабарского полчища нашла достойного противника в лице наших старых знакомых— орлов. Ловкие и быстрые эльфы в сияющих латах стремительно крошат мощных, но несколько бестолковых врагов. Строй гномов, невысоких, но сильных и коренастых, влетает в ряды неприятеля, умело раскидывая неповоротливых великанов. Голодные, оборванные и вооружённые чем попало люди-погорельцы несколько бледнеют на фоне остальных, но всё-таки демонстрируют самоотверженность и доблесть, которые делают их не менее значительной стороной противостояния.
Не забывает Джексон и о центральных персонажах трилогии. Бард самоотверженно спасает своих детей. Торин успешно борется с разрушительной страстью к золоту и пытается реабилитироваться в бою. Эльфийка Тауриэль, героиня Эванджелин Лилли, бесс, главное украшения трилогии. Она мечется между чувством к гному Кили (Эйдан Тернер) и безмерной преданностью безответно влюблённому в неё Леголасу (Орландо Блум). Сын Трандуила демонстрирует чудеса находчивости и ловкости: сцены с его участием неизменно вызывают аплодисменты. Кроме того, он находит в себе смелость возражать отцу. Трандуил, изрядная светловолосая сволочь, всё-таки обнаруживает в себе способность сопереживать и открывается с положительной стороны.
Ненадолго возвращаются на экран Элронд (Хьюго Уивинг), Галадриэль (Кейт Бланшетт) и Радагаст Бурый (Сильвестр МакКой). Они спешат на помощь Гэндальфу (Иэн МакКеллен), который попал в ловушку в Дол-Гулдуре. Причастность Тёмного Властелина к происходящему становится несомненной, а поведение пока ещё хорошего Сарумана (Кристофер Ли), как и положено, вызывает подозрение. Теперь Саурона можно рассмотреть во всех подробностях, но сцена с ним, откровенно говоря, представляет опасность для эпилептиков.
В этом фильме камера «любит» орков: их можно буквально запомнить поимённо и тщательно рассмотреть. Их предводитель, Азог Осквернитель (Ману Беннетт), и вовсе «западает в душу».
Колоритный антигерой предыдущих частей, Бургомистр в исполнении блистательного Стивена Фрая, довольно-таки быстро исчезает со сцены, зато его подлый помощник Алфрид (Райан Гейдж) сверкает желтозубой улыбкой до конца, заставляя зрителя сожалеть о его феноменальной живучести.
Наш главный герой, Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) несколько теряется на фоне происходящего, но всё-таки вносит немалую лепту в «исторический процесс», пытаясь вразумить Торина и предотвратить войну за сокровища. Именно этот очаровательный персонаж обеспечивает «эмоциональное сцепление» с происходящим на экране.
В финальной части Джексон «отрывается» по полной, оставляя на каждом шагу отсылки к предыдущим 5-ти фильмам, а кое-где не стесняется почти точно повторять некоторые сцены. Такое своеобразное прощание с миром Средиземья. В финальной части режиссёр старательно подводит множество мостиков к своему предыдущему шедевру, — концовка «Хоббита», наполненная радостью победы и светлой грустью по погибшим, оставляет, как и положено, тревожное предчувствие беды и ощущение незаконченности.
Как бы там ни было, «Битва пяти воинств» смотрится легко даже при всех заявленных недочётах. Бесконечная битва не усыпляет— напряжённые схватки любимых персонажей поддерживают нужный накал страстей, а пафос и неуёмно-эпический тон воспринимается как привычный стиль Джексона. Несколько смешанное ощущение вызывает непосредственное окончание боевых действий: вроде бы линии отдельных персонажей ясны, исход битвы понятен, но нет какого-то общего подведения итогов, привычного праздничного пира. Бильбо и Гэндальф уходят, а остальные, надо полагать, как-нибудь сами с золотом разберутся.
Смотреть ли этот фильм? Да, безусловно. Для поклонников серии поход на сеанс станет обязательным ритуалом, да и прочие зрители наверняка отреагируют на столь распиаренную премьеру. Грядут праздники, а там, как верно подметили прокатчики, выбор не особенно велик.
Оценка: 8 из 10
750" height="422"
• В кино с 11 декабря
• Режиссёр— Питер Джексон
• В главных ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Грэм МакТавиш, Уильям Кирчер, Стивен Хантер, Дин О’Горман, Эйдан Тернер