Даг Лайман, похоже, выступил единым фронтом со своим коллегой по "Борнам" Полом Гринграссом с его "Не брать живым". Оба они разоблачают войну, развязанную Бушем, и оба в благородном либеральном порыве слишком гордо начинают нести киплингово бремя белого человека. Помнится, у Гринграсса почти вся коллизия строилась на том, что лысые саддамовские генералы не способны были набрать в гугле словосочетание "иракское оружие массового поражения". Лайман в свою очередь ненавязчиво выбрасывает из сюжета раскрытых вместе с Уоттс иракских предателей. Ну, то есть вскользь упоминается, что с ними вышло нехорошо, но ни героям, ни автору никакого дела до них нет — им за державу обидно. И вообще, красавице-блондинке кто-то угрожает по телефону, какие тут, к черту, багдадские застенки?
«Игру без правил», которую то ли по недосмотру, то ли на банальном безрыбье занесло в конкурс прошлогодних Канн, как-то неловко воспринимать в качестве серьезного кино, документирующего один из самых громких проколов администрации Буша-младшего. Видимо, дело в личности режиссера: крепкий голливудский ремесленник Лайман за пять лет до «Игры» снял милейшую безделушку «Мистер и миссис Смит». И фильм о чудовищном (нет, ну в самом деле!) произволе Белого дома невольно представляется зеркальным отражением веселых сцен из супружеской жизни персонажей Питта и Джоли. В этом Зазеркалье, как и положено, все не так, как в голливудском безмятежном мирке: тут страдают, предают, ходят с кислыми физиономиями, ставят личные интересы выше государственных, а вместо всегда готовых пошалить Брэда и Анджелины — насупленные Шон и Наоми. Но тут, тем не менее, есть где развернуться: то, что выпало на долю Валери Плейм и ее мужа, — материал для богатейшей по эмоциональному наполнению драмы. И много кто развернулся бы, но не Лайман. Потому что он не такой.
При этом в кадре все максимально серьезно: стрельбы нет, офисные шпионы, скрипя ноутбуками, пыхтят над отчетами и графиками. Блестящий Шон Пенн привычно срывается в истерику, а Наоми Уоттс многозначительно молчит. Но из-за наивного тона (вы вообще когда-нибудь видели послов-правдорубов?) вместо любопытного и неглупого кино про бюрократический ад или про правую руку власти, не ведающую, что творит левая, получается монолог Капитана очевидность о том, что Буш — козел, а республиканцы довели страну до ручки.
В этом смысле задействовать в таком предприятии Шона Пенна и Наоми Уоттс — все равно, что микроскопом гвозди забивать. С тем же успехом можно было раздавать команды на съемочной площадке Питту с Джоли. Вышло бы занятнее. А главное — веселее.