Совсем скоро на отечественные экраны выходит весьма неоднозначная новинка британского режиссёра Руперта Уайатта («Восстание планеты обезьян») об американском игромане с сюжетными корнями, уходящими в русскую литературу. Понравится ли вам «Игрок»? Как повезёт...
На взгляд человека рационального, порядочного и совершенно не азартного, то, что приключилось с Джимом Беннеттом (Марк Уолберг, похудевший ради роли на 25кг), можно описать просто: с жиру мужик бесится. Ну сами подумайте, у человека есть ВСЁ: дом, работа, BMW, деньги, очень много денег просто так— по наследству, интеллект, в конце концов. Днём Джим успешный преподаватель литературы в вузе и неплохой писатель, ночью— отчаянный игрок.
Однако финансовое положение этого парня из «хорошей» семьи на деле оказывается шатко: он задолжал паре шишек из игорного подполья. У Джима неделя на то, чтобы отыскать $240000(!), иначе головорезы из разных группировок будут просто сражаться за право выбить из него нужную сумму... или дух,— как пойдёт. Что делает нормальный человек в такой ситуации? Бегает, поджав хвост, падает в ноги друзьям и родне, благодарит богатую мамочку (Джессика Лэнг), согласившуюся ссудить денег, обращается к психологу, чтобы избавиться от пагубной зависимости, меняет имя, пытается скрыться в Мексике... Нет! Беннетт, кажется, с удовольствием опускается всё ниже.
В его душевных дебрях разобраться сложно. Фильм лихо закручивает интригу, с первых кадров обещая трагедию. Почему главный герой столь безжалостен к себе? Кажется, комфорт, доставшийся без трудностей, без необходимости чего-либо добиваться, разъедает Джима. «Быть или не быть», «всё или ничего», «слава или смерть»,— наш «игрок» живёт крайностями.
Когда-то он ошибочно полагал, что писательство сделает его счастливым, но превратился лишь в автора средней руки. Это Джима категорически не устраивает. А в его классе, как на зло, есть настоящие гении: теннисист Декстер (Эмори Коэн) совсем скоро надеется увидеть свой портрет «на каждой пачке хлопьев», баскетболисту Ламару Аллену (Энтони Келли) прочат профессиональную лигу, а невзрачная скромница Эми (Бри Ларсон) наверняка станет звездой литературного Олимпа.
Никто из них и в половину так не обласкан судьбой, как Джим, но им досталось настоящее «сокровище»— талант. Страдая от невозможности испытать желаемый, истинный триумф, наш gambler обращается к фортуне, для которой все равны,— необходимые эмоции он «набирает» в игорном зале.
Лишь оказавшись перед лицом почти неминуемой гибли, Джим смог-таки ощутить вкус к жизни. Спасительницей, как обычно, выступила любовь. У него неделя на то, чтобы совершить невозможное, достичь истинного триумфа, получив желанную «награду», или позорно сгинуть, утянув с собой близких. Беннетт наконец-то в своей стихии абсолютных категорий, а его путь к спасению самоубийственно опасен и полностью зависит от благосклонности Фортуны…
Создавая своего противоречивого героя, Руперт Уайатт совершенно точно познакомился с одноимённым романом Достоевского. Как и Алексей Иванович, Джим сделал азарт уже не просто частью игры, но смыслом жизни, её экзистенциальной сутью. Британский режиссёр неплохо понял таинственную русскую душу и попытался воспроизвести свою версию отчаянного персонажа уже на современной американской «почве»... Но что для нашего брата «норма», то для отпрыска богатого и консервативного семейства янки— по меньшей мере, странно. Быть может, поэтому западная критика с прохладцей приняла «Игрока»?
Из явных недостатков картины— несколько рваный ритм, провисание посередине и перегруженность философскими рассуждениями, а также отвлекающими, педантично прорисованными, но не всегда необходимыми деталями. Мутная, бредовая и угнетающая «достоевщина» так и сочится из каждой минуты экранного времени. Так что любители классической русской литературы наверняка найдут в «Игроке» массу глубоких мыслей, идей, аллюзий и множество запутанных смысловых пластов и символов. Желание докопаться до всего может даже вылиться в повторный поход на сеанс.
А вот незамороченные искатели простых развлечений могут заскучать, потонув в напряжённых сценах, витиеватых рассуждениях и многозначительном молчании. Зато операторская работа и музыкальный ряд близки к гениальным: кадры ночной жизни и вовсе очаровывают. Колоритные бандиты в исполнении Элвина Инга (Мистер Ли), Джона Гудмана(Фрэнк) и Майкла Кеннета Уильямса(Невилл Барака) тоже придутся многим по вкусу. Да и отсутствием юмора картина не грешит.
Именно поэтому однозначный вердикт «Игроку» вынести сложно: тут уж, действительно, как кому повезёт.
750" height="422"
• В кино с 22 января
• Режиссёр— Руперт Уайатт
• В главных ролях: Марк Уолберг, Джон Гудман, Бри Ларсон, Майкл Кеннет Уильямс, Джессика Лэнг, Гриффин Кливлэнд, Омар Лейва, Энтони Келли, Стив Парк, Эмори Коэн