Чего ждать от режиссёра, снявшего полтора трэшака, сценариста, написавшего чуть меньше чем ничего, парочки знакомых лиц в кадре и истории о том, как американцы опять всех победили где-то между Днём независимости и барбекю по случаю Дня Мартина Лютера Кинга. Так или примерно так думал каждый, кто не видел главный козырь грядущего проекта — грандиозный трейлер под минорную электронщину Йоханна Йоханнссона, в котором был и Экхарт в форме морпеха, и смазанная «репортажная» картинка, начинённая новомодным моушен-трекингом, и главное — полная паника и безысходность, совсем не сочетающаяся с традиционно бравурным американским подходом к войне в кино.
Хрестоматийная тема о взаимоотношениях человечества с пришельцами из прекрасного далека в последние несколько лет приобрела былую актуальность. Не в последнюю очередь благодаря талантливому переосмыслению субжанра «Районом №9», доказавшим, что об этом можно говорить серьезно и без штампов. «Инопланетное вторжение» Джонатана Либесмана, впрочем, с самого начала не претендовало на расширение горизонтов и покорение жанровых вершин, а, подхватив витающие в воздухе тенденции, планировало занять почетное место в ряду постановок из серии «Марс атакует!». Сложив в уме и наяву приемы скоттовского «Черного ястреба» и дурашливую наивность «Дня независимости», Либесман сделал ставку на реалистичность вполне прикладного свойства. Однако, держась на плаву и следуя заданным координатам в течение первого получаса, ближе к финалу начал путаться в показаниях, завышая уровень пафоса до неприличных значений.
Единственного, чего тут совсем нельзя было ожидать, — это патентованного социального подтекста имени «Района 9» — не та история, пусть и в чём-то схожая визуально. На этот раз не до социальных подтекстов — с первых же минут нас чётко и без околичностей ставят перед фактом: Землю колонизируют. Быстро и эффективно, не рассусоливая и не рассуждая о потерях среди гражданских. В этом, конечно, есть своё иносказание, но авторам всё равно некогда это обдумывать, они, в меру подробно познакомив нас с будущими героями, бросают их в самое пекло.
С одной стороны, наивно упрекать старательного ремесленника в излишней тяге к привычному инструментарию подобных постановок, где хоть какая-то интрига быстро тонет в череде быстро меняющихся экшн-сцен. Строго говоря, Либесман был призван для того, чтобы удачно слепить пласты (их немного, но явно больше одного) незамысловатой, но вполне ходовой истории. Отчасти ему это даже удалось. Но… лишь формально. На уровне картинки, спецэффектов, впечатляющих перестрелок, не режущего слух музыкального сопровождения. Содержательно же «Инопланетное вторжение» может сойти за фильм класса «B». По сути таковым и являясь. Бросает ли это тень на режиссера «Техасской резни бензопилой»? Навряд ли. Он сделал всё, что мог. А может он, очевидно, немного.
Тем не менее, при всём перечисленном — и однообразии, и некотором количестве всё-таки просочившейся героической клюквы — и с вот таким финалом, перед нами ни разу не «Монстры», и ни в коем случае не «Скайлайн». Но ожидания были всё-таки на пару градусов выше. Повод ли это для расстройства? И да, и нет, потому что с тем же успехом могло быть — гораздо хуже. Но могло быть и лучше.