Весьма любопытная картина польского режиссёра Кшиштофа Занусси («Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем»)— о корпоративной культуре и чёрном юморе Господа Бога. Ко всему прочему, отечественному зрителю будет приятно— действие происходит в 3-х странах: Польше, Италии и, собственно, России.
Сразу стоит сказать, что «Инородное тело» — картина совершенно не развлекательного толка, но жалеть о потраченном на неё времени не приходится,— после просмотра есть, о чём поразмышлять. Занусси уходит в пике с первых кадров, чтобы в финале оставить нас в безмолвном трансе. В созданном им мирке есть место несправедливости, предательству, интригам, подставам, злой иронии. И, главное, заварил эту «кашу» Бог, который то ли жестоко шутит, то ли мудро учит и наставляет, посылая своим детям ровно столько, сколько они смогут вынести.
Счастливая пара— итальянец Анджело (Риккардо Леонелли) и полячка Кася (Агата Бузек)— готовятся к свадьбе, когда девушка внезапно принимает решение уйти в монастырь. Её отец в шоке, жених— в отчаянии, но Кася непреклонна: в стенах обители она нашла любовь более совершенную и чистую, нежели земная.
Новоявленная невеста Господа отправляется на родину, чтобы подготовиться к постригу. Несчастный Анджело спешит следом, надеясь переубедить возлюбленную. Намереваясь осесть в Польше на некоторое время, он устраивается в крупную международную энергетическую компанию. Как это ни странно, центральным персонажем картины становится именно он. Кася, совершив свой странный поступок, отходит на второй план.
<Анджело (родственник самого Папы Римского, между прочим!) искренне не понимает, за что его, честного католика, так наказывает Бог, буквально уведя у него невесту. Он намерен бороться за своё счастье. Однако, на новом рабочем месте ему приходится отстаивать право на собственное мнение, индивидуальность, личную жизнь и даже свободу.
Статный итальянский красавец мигом привлекает всеобщее внимание. На него кладёт глаз властная и беспринципная начальница польского отделения Крис (Агнешка Гроховска). Эта умная, хитрая и, чего греха таить, красивая стерва искренне не понимает, почему новенький у отвергает её ухаживания. В офисе странной корпорации вообще царит напряженная атмосфера. Здесь мораль и нравственность воспринимаются как серьёзные изъяны, от которых деловом у человеку стоит избавиться, а красоту и уальность принято использовать как эффективное орудие для достижения целей. Крис невдомёк, какая личная трагедия стряслась в жизни Анджело, поэтому она воспринимает действия высокоморального мужчины как оскорбление. И, конечно, начинает мстить.
Вместе со своей обольстительной подчиненной Мирой (Вероника Розати) она принимает решение пустить строптивого сотрудника в расход как пешку в сложной и опасной игре— борьбе за выгодный контракт и повышение. Анджело для себя твёрдо решил: если всё происходящее— это испытание, которое послал ему Бог, то он не дрогнет. Он чтит заповеди, старается лавировать между беспринципной политикой своей фирмы и нравственностью, принимает деятельное участие в помощи одному тяжелобольному нищему, пытается мягко переубедить Касю... Но, чем правильнее с точки зрения морали он поступает, тем больше бед выпадает на его долю.
Анджело буквально бросает вызов Всевышнему: вот я— праведный, честный, стойкий, я следую твоим законам, чту тебя, стараюсь изо всех сил... Разве ТАКОЙ человек не достоин счастья? Но шутки Господа переходят в плоскость чёрного юмора. Только после того, как несчастный опускается на самое дно (Анджело попадает по ложному обвинению в русскую тюрьму), судьба всё-таки восстанавливает справедливость и наказывает настоящих преступников. С присущей ей иронией, конечно. Над городом встает солнце, начинаются титры. Зритель ошарашенно поднимается и шагает к выходу из зала. Выводы здесь лучше делать самостоятельно.
«Инородное тело» нельзя назвать безупречным фильмом. Тут есть свои накладки, шероховатости и условности (особенно те, что касаются демонизации корпоративной культуры). Однако трио: Риккардо Леонелли, Агнешка Гроховска и Вероника Розати— действительно завораживает. Героиня Агаты Бузек (Кася) выступает, скорее, не как действующее лицо, а как символ. Где настоящая праведность? Уйти, следуя своей прихоти, в монастырь? Или жить в миру ради людей, которые в тебе нуждаются? В своей картине Занусси рассуждает о причинах конфликта человека и Бога, а также чётко очерчивает рамки его могущества: Всевышний может наградить праведника, наказать грешника, но он никогда не сможет повлиять на свободу воли и выбора. Более того, праведность— это не способ достижения цели, а лишь путь спасения души. И оное не гарантирует счастье в этом мире. Поляки вообще любители завернуть нечто эдакое: замысловатое по форме и содержанию. Obce ciało— отличный пример подобной самобытности.
Помимо главных, есть в фильме и интересные побочные линии: Крис и её приёмная мать (Эва Краснодембска)— экс-сталинистка, Анджело и нищий Адам (Бартломей Змуда) с тяжелобольным отцом, кроме того, сложные отношения у центрального персонажа с несостоявшимся зятем. Засветились в картине и русские актёры: красавица Чулпан Хаматова исполнила роль Тамары, русской сотрудницы корпорации, а Михаил Ефремов сыграл продажного адвоката.
Прежде всего за то, что фильм становится отличным «катализатором брожения» мыслей. Завораживающая атмосферность, визуальные контрасты и обилие образов-символов, конечно, добавляют картине шарма.
750" height="422"
• В кино с 18 декабря
• Режиссёр— Кшиштоф Занусси
• В главных ролях: Риккардо Леонелли, Агнешка Гроховска, Агата Бузек, Вероника Розати, Эва Краснодембска, Славомир Ожеховский, Чулпан Хаматова, Станислава Целиньска, Бартломей Змуда, Виктория Дзинни